статья Чубайс снял каску

Андрей Колесников, 19.08.2003
Анатолий Чубайс. Фото с сайта www.okrvesti.ru

Анатолий Чубайс. Фото с сайта www.okrvesti.ru

Итак, Чубайс может стать третьим (а по сути скорее первым) номером в предвыборном списке СПС. Возможно, правы те, кто утверждает: отрицательная харизма пересилит и Анатолий Борисович как минимум не прибавит голосов партии. Но ни количественная и качественная социология, ни политическая психология, ни политтехнология не дадут точного ответа на вопрос, поможет Чубайс Союзу правых сил или нет. Ответ дадут только выборы. И потому, как ни пафосно это звучит, архитектор российских реформ, заработавший на приватизации плохой имидж, совершил мужественный поступок, поставив на кон уже свою репутацию суперменеджера и предвыборного Бэтмена. То есть главные составляющие капитализации его личного реноме.

Недостатки этого решения очевидны. Достоинства не столь прозрачны, хотя образу партии, который выстраивается не только из идеологического цемента, но и из комбинации трех фигур, не хватало жесткости, внушительности, силы. Магнетизм Чубайса – в его "наркомовщине", а это может понравиться сравнительно молодым адаптированным сторонникам модернизации, которые при этом остаются конформистами и готовы голосовать за "Единую Россию". В многочисленных комментариях не отмечалось и другое немаловажное свойство главы РАО: до сих пор у того же сверхкрупного бизнеса не было более надежного партнера в челночной дипломатии по линии "предприниматели—власть", нежели Чубайс. И если бы президента выбирал не весь советский народ, а дееспособная деловая элита, создающая добавленную стоимость в экономике, Анатолий Борисович оказался бы вне конкуренции.

Учитывая все эти обстоятельства, можно предположить, что партия СПС не ошиблась, сделав ставку не на Павла Буре, Евгения Киселева, Николая Травкина и прочих деятелей шоу-бизнеса, а на шеф-реформатора.

Другой вопрос, что за последние годы Чубайс слишком глубоко погрузился в "мазуты", и вид Анатолия Борисовича "без каски" как-то непривычен для публики и, возможно, неуютен для него самого. Так что скорее глава РАО не столько "сбросил маску", решившись на открытую политическую борьбу, сколько "снял каску". И каким предстанет перед избирателями Чубайс без этого полезного защитного средства на голове, наверное, не знает и сам главный приватизатор, финансовый стабилизатор и электроэнергетик страны.

Еще один активно обсуждаемый сюжет – почему Чубайс в правом политическом пасьянсе не первый номер. В смысле – если уж идти, то идти до конца. Но, во-первых, неясен эффект от такой перестановки мест слагаемых – здесь уже риски положительного/отрицательного эффекта достаточно серьезны. Во-вторых, у Бориса Немцова и Ирины Хакамады тоже есть харизма, причем более или менее количественно измеряемая, и бросаться просто так этим ресурсом достаточно опасно.

Удивительным образом Чубайс может претендовать не только на часть адаптированного конформистского электората (объявлено ведь – президент одобрил командировку Анатолия Борисовича в политику), но и на симпатию некоторых приверженцев классической демократической либеральной ориентации. Известна его дружба с Булатом Окуджавой. А год назад Чубайс был едва ли не единственным политиком, который послал письмо правозащитнице Ларисе Богораз, причем по поводу отнюдь не круглой даты – 34-летия демонстрации на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию. Только все эти факты необходимо обнародовать, а то сторонники демократии, шестидесятники и младошестидесятники, не знают своего героя. Чубайсу нужна стратегия срывания всех и всяческих касок.

Андрей Колесников, 19.08.2003