Закон сохранения силовиков
Если кто не помнит, по результатам расследования Генпрокуратурой гибели подлодки "Курск" президент Владимир Путин снял верхушку Северного флота. Такое, пожалуй, не повторится. Те северные адмиралы были далеко. Между ними и главой государства много "буферов" – Главкомат ВМФ, Генштаб, Минобороны. А силовики – рядом. Они, силовики, прямо подотчетны президенту. Виноваты они – значит, виноват и он.
Глава государства не ждет завершения прокурорского расследования обстоятельств, сопутствовавших освобождению заложников 26 октября. Он высказал силовикам все что думает по поводу операции в тот же день. Как говорят, в выражениях не стеснялся. Публично же он приказал поблагодарить чекистов и милиционеров за блистательно проведенную операцию. Слухи пророчат отставку начальнику УФСБ по Москве и Московской области Виктору Захарову и начальнику ГУВД Москвы Владимиру Пронину. Молва переносит директора ФСБ Николая Патрушева в кресло руководителя президентской администрации: этакий странный вариант отставки с повышением. Но это, по всей видимости, не более чем слухи.
Вообще-то министр внутренних дел Борис Грызлов и главный чекист Патрушев должны были бы подать в отставку сами, возложив на главу государства окончательное решение. Аффектированная расправа с утомившими нацию "ментами" резко прибавила бы Путину популярности. Но он ни за что бы на это не решился. Любая публичная разборка с силовиками тотчас выйдет ему боком. Отставка или сколь бы то ни было заметное снижение аппаратных позиций путинских выдвиженцев столь высокого ранга равнозначны признанию президентом собственных просчетов. В том числе и кадровых.
Более того, разборки в среде "питерцев" будут однозначно восприняты как признак внутреннего кризиса доминирующей в политике "северной группировки", как проявление ее слабости. И тогда атака на Путина и "питерцев" не заставит бы себя долго ждать. Несколько оппозиционных центров - олигархи, недовольные губернаторы, разочаровавшиеся в альянсе с Путиным лидеры "семейной" бюрократии, левая оппозиция в альянсе с Борисом Березовским – тотчас же "слижутся" против повздорившего с силовиками Кремля. Никто не откажет себе в удовольствии реваншироваться за прежние обиды. Никто не упустит шанс поменять предвыборную политическую конфигурацию. Такой антипутинский фронт, если сформируется, будет представлять собой прямую угрозу режиму.
Между тем в канун выборов Путин просто не может позволить себе покуситься на собственную базу поддержки в элитных слоях. И не станет рубить сук, на котором сидит. В рамках демократии по-путински технология победы на выборах, начиная от штучной работы с губернаторами, лидерами общественного мнения и топ-менеджерами телеканалов и заканчивая фандрейзингом и точечным применением судебного адмресурса, – вся эта технологическая цепочка немыслима без участия спецслужб. Поэтому до выборов Путин обречен оставаться заложником обанкротившихся силовиков, деля с ними ответственность за безответственные и некомпетентные действия.
Статьи по теме
Закон сохранения силовиков
Все говорят, все пишут, что Грызлова и Патрушева за операцию 26 октября не хвалить надо, а гнать пинками с занимаемых постов. Так вот: руководителей МВД и ФСБ не тронут. На это у Путина есть самые серьезные основания. Точно так же вряд ли ему придет в голову воплотить в жизнь очередные слухи о реконструкции кабинета министров с введением поста единственного вице-премьера. Путин никого не хочет трогать до выборов.
Сила есть - ума бы надо
В коридорах власти началась новая межклановая война. Президентские силовики ощущают себя спасителями главы государства, чей престиж не выдержал бы поражения в борьбе с террористами Бараева. И они требуют себе весомых наград и аппаратных преференций. Однако, по сведениям Граней.Ру, сам Путин не хочет быть им слишком уж обязанным. В этом, если верить молве, его поддерживают кремлевские либералы, объединившиеся вокруг главы администрации Волошина. Как выясняется, в политическом отношении Путину комфортнее с гражданскими.