Уволенные указом Путина генералы ФСБ продолжают работать
Указ президента Путина об увольнении из ФСБ ряда крупных руководителей, подписанный еще в сентябре, до сих пор не исполнен. Как пишет в понедельник "Русский Newsweek", спустя два месяца они продолжают ходить на работу и исполнять свои обязанности.
13 сентября Генпрокуратура неофициально сообщила, что так называемое дело "Трех китов" вышло на новый уровень - отстранены от дел 19 чиновников и офицеров, в том числе из ФСБ. В печать просочились две фамилии - начальника Управления собственной безопасности ФСБ генерал-лейтенанта Александра Купряжкина и начальника службы обеспечения деятельности ФСБ генерал-полковника Сергея Шишина. Сообщалось, что их уже уволил президент.
Между тем сразу несколько источников в спецслужбах и близких к спецслужбам, подтвердили, что оба генерала по-прежнему занимают свои кабинеты на Лубянке. "Указ Путина был, а внутреннего служебного приказа, видимо, так и не было, - утверждает собеседник издания, - так что с кадровой точки зрения это объяснить можно, но по существу - вопиющая картина".
Newsweek известна еще одна фамилия из списка, завизированного "секретным" указом Путина, и, по сведениям редакции, этот начальник тоже продолжает работать. Всего же в списке отставников более 20 влиятельных чекистов, то есть речь идет о полноценной кадровой чистке руководящего звена, отмечает издание.
Таким образом, то ли указания президента игнорируют, то ли он сам дает понять, что их выполнять не надо. Генерал ФСБ в запасе Алексей Кондауров рассказал, что внутренний приказ о его собственной отставке в свое время был готов всего через два дня после президентского указа - и двухмесячная пауза выглядит очень странно.
Между тем сентябрьские отставки - не тот случай, когда президентские указы можно было проигнорировать, поскольку высокопоставленные чекисты сняты в связи с коррупцией и делом "Трех китов", когда влиятельные чины из ФСБ оказались замешаны в криминальный конфликт. Такой мощной волны увольнений не было в ФСБ с 1993 года, когда после штурма Белого дома очень многих на Лубянке отправили на пенсию.
Тем временем основной мишенью мощной аппаратной атаки, которую с лета разворачивают конкуренты среди близких к Путину силовиков, называют директора ФСБ Николая Патрушева. Источники все чаще говорят о жестком противостоянии Патрушева и усиливающего свое влияние главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова, а также главы Федеральной службы охраны Виктора Золотова.
На самой Лубянке ходят слухи, что указ о реорганизации ФСБ уже готов и ждет своего часа под сукном, а цель его - "полная смена власти и команды". "Ждали к четвертому кварталу. Теперь - перед Новым годом", - заявил изданию источник в ФСБ. Однако отставки может и не случиться. По одной из версий, после выхода указа об увольнениях чекистов Патрушев и его заместитель генерал-лейтенант Александр Бортников договорились с Путиным о "некоторой отсрочке". Источник Newsweek предполагает, что указ прикрыли спецгрифом, а фамилии не обнародовали благодаря усилиям помощника президента Игоря Сечина.
Комментарий
Генералы ФСБ, если уж они на каком-то деле попались ("Три кита", китайская контрабанда и пр.), вряд ли являются фигурантами только этого дела. Чиновник такого уровня наверняка курировал не один преступный промысел, а "вертикаль крыш", под которыми много чего обреталось. Даже региональному чекисту, чьи возможности значительно скромнее, скажем, начальника управления собственной безопасности ФСБ, было бы зазорно, как какому-нибудь районному менту, кормиться каким-то одним теневым бизнесом. В этой системе не три, а трижды тридцать три кита.
Могут ли современного генерала-чекиста выдернуть с места только потому, что он прокололся на каком-то одном деле? В это плохо верится. Крах высокопоставленного чиновника ФСБ возможен в двух случаях: когда "не замечать" его криминальной деятельности уже никак нельзя или при большом переделе власти. Однако отставка по первой причине, особенно с публичным разъяснением, - большая редкость. Иного с орденом на пенсию провожают, а ему бы остаток жизни коротать на острове Огненный.
Вот и с сентябрьскими увольнениями сплошная облачность. Если Купряжкин и Шишин и впрямь собрались на пенсию обычным путем, то процедура "сдал-принял" и на месяцы может затянуться, тем более в таком-то хозяйстве. А вот если в основе опалы уголовное дело, то оставлять подозреваемым в полное их распоряжение весь механизм власти, да не на день-два, а на месяцы, - это по меньшей мере, преступная небрежность. Или услуга. Но тоже, конечно, преступная.
Контора, закрытая от глаз общества не одним забором, сама себя контролирует, сама себя ловит, сама расставляет знаки препинания во фразе "казнить нельзя помиловать". А в сущности сама себя охраняет. Это и есть сегодня главное ее дело.
Справка
Дело "Трех китов" и "Гранда"
13 августа 2000 года сотрудники ГТК закрыли мебельный магазин "Три кита" и арестовали партию мебели, поставленную компаниями ООО "Бастион" и ООО "Лига Марс". Поставщиков обвинили в контрабанде, а владельцу "Трех китов" Сергею Зуеву предъявили 5 миллионов долларов недоимок по таможенным платежам.
7 сентября 2000 года ГУВД Московской области возбудило уголовное дело о контрабанде через ООО "Лига Марс", в октябре делом занялся следственный комитет при МВД. В ноябре дело затребовала на проверку и закрыла Генпрокуратура. В декабре 2000 года она возбудила уголовное дело против следователя по особо важным делам СК при МВД РФ Павла Зайцева. Ему инкриминировали превышение должностных полномочий при проведении 12 обысков без санкции прокурора и незаконном задержании двух подозреваемых.
24 сентября 2001 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) против руководителей правоохранительного блока ГТК. Позже (30 ноября) в качестве обвиняемых по этому делу были привлечены первый замначальника управления таможенных расследований ГТК Марат Файзуллин и начальник таможенной инспекции Александр Волков. 22-23 января 2002 года в качестве свидетелей по делу были допрошены председатель ГТК Михаил Ванин и замглавы ГТК Борис Гутин.
15 октября 2001 года руководство ГТК провело пресс-конференцию, на которой рассказало о раскрытии сети контрабандистов, организатором которой был назван Сергей Зуев. 30 октября 2001 года Центральная оперативная таможня возбудила против Сергея Зуева уголовное дело по ст. 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей). В октябре Генпрокуратура забрала его у таможенников "для проверки".
В марте 2002 года на основании депутатского запроса Генпрокуратура возобновила дело о контрабанде. Расследовать его поручили прокурору из Ленинградской области Владимиру Лоскутову, которого Владимир Путин лично привлек для разрешения конфликта между Генпрокуратурой и ГТК.
5 сентября 2002 года Мосгорсуд вынес оправдательный приговор следователю Павлу Зайцеву. 25 февраля 2003 года приговор был отменен Верховным судом. 29 мая 2003 года в Москве был убит один из главных свидетелей под делу "Трех китов" со стороны ГП, президент Российской ассоциации импортеров мебели Сергей Переверзев.
4 июня 2003 года Дорогомиловский суд Москвы полностью оправдал Александра Волкова и Марата Файзулина. 30 сентября оправдательный приговор сотрудникам таможни был подтвержден Мосгорсудом. 3 ноября 2003 года Мосгорсуд приговорил Павла Зайцева к двум годам условно с испытательным сроком.
1 декабря 2003 года судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина в эфире "Эха Москвы" заявила, что на процессе по делу Зайцева на нее оказывала давление председатель Мосгорсуда Ольга Егорова с целью не допустить оправдательного приговора. В мае 2004 года квалификационная коллегия судей Москвы лишила Кудешкину полномочий. Экс-судья обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека. Ее жалоба коммуницирована судом.
"Коммерсант"
Дословно
Ольга Крыштановская
Сигнал был такой, что сейчас наведут порядок, а получилось, как с грузинскими казино, которые вскоре после громких показательных штурмов тихо открылись снова.
"Русский Newsweek", 13.11.2006
Статьи по теме
Дело не в "Трех китах", а глубже
На первый взгляд, у Михаила Ванина все "в шоколаде". Пресс-служба ГТК и прикормленные ею журналисты подают двухчасовую беседу своего героя с Устиновым и начальником управления "важняков" Владимиром Лысейко как "рутинное мероприятие". Уверяют, что "дело Волкова-Файзулина" в самом скором времени будет закрыто. На самом деле ситуация вовсе не так проста. И для хозяина Большой Дмитровки, и тем более для самого Ванина.