статья На хитрые недра есть вертикаль с винтом

Иван Горяев, 29.07.2002

Российские олигархи формально экспортируют нефть и нефтепродукты своим зарубежным "дочкам" либо аффилированным структурам по внутрикорпоративным, вдвое заниженным ценам. А те уже реализуют ее по мировым. Средние операционные издержки нефтедобычи колеблятся в "вилке" $2,3-3,4 за баррель. Цены на российскую нефть Urals пока зависли над планкой $22 за баррель. Маржа оседает за рубежом, минуя российскую казну.

Год назад президент Владимир Путин потребовал от правительства взимать налоги с нефтеэкспортеров "не понарошку". Однако пресечь практику трансфертного ценообразования в нефтеэкспорте он так и не сумел. Сырьевые олигархи оказались сильнее Кремля. Нефтяные компании под восторженный гул густо проплаченных СМИ одна за другой переходят на международную систему бухотчетности, а налогособираемость при этом падает. Устами речистого главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского олигархи как бы говорят Путину примерно следующее: "Отстань от нас, Путин, со своими прокурорами и силовиками. Все теперь у нас по-честному. А будешь дальше приставать - инвесторы из страны побегут. Прежде всего наши корпоративные инвесторы. Тогда мы вообще уйдем "в минус", и что ты будешь кушать?"

Кремль заставил правительство приподнять экспортные пошлины на нефть. Олигархи ответили повышением внутренних цен на бензин. Электоральные последствия этого шага расхлебывать не им, а президенту, не желающему понять нужд большого бизнеса.

И вот - следующий раунд этого подковерного противостояния. 26 июля в газете "Ведомости" появилась утечка о подготовленных комиссией при президенте РФ по разграничению полномочий между уровнями власти поправках к федеральному закону "О недрах". Эти поправки, по сведениям Граней.Ру, поступили в правительство из администрации еще 24 июля. Поправки вводят абсолютно новый режим госрегулирования недропользования. Лицензии, представляющие собой основные активы и источник капитализации сырьевых компаний, заменяются подрядными и концессионными договорами. Добытое сырье становится собственностью государства. Компании заключают с государством договор, согласно которому оно возмещает им издержки добычи, хранения и реализации сырья, а также выплачивает "нормальную прибыль".

Не нужно быть крупным экономистом, чтобы понять, насколько радикально этот законопроект меняет правила игры во взаимоотношениях крупного бизнеса и государства; насколько мало у него шансов без экстраординарного двойного давления президента и правительства пройти через Государственную думу. Первым делом наблюдатели предположили, что возглавляющий упомянутую комиссию при президенте замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, а следовательно, и президент Путин, давший ему поручение готовить подобные новации, стали жертвой "аппаратной подставки" со стороны олигархов и играющего на их стороне премьера Михаила Касьянова. Однако реакция на утечку со стороны официального споуксмена Белого дома - замруководителя аппарата правительства Алексея Волина - оказалась очень уж поспешной, скомканной и явно неподготовленной. Последнее просто исключено при плановых информационных "сливах".

Кроме того, на вопрос "Ведомостей", когда и кем поправки к закону "О недрах" будут внесены в нижнюю палату, г-н Козак дал весьма характерный ответ: к 1 ноября Белый дом и администрация должны подготовить закон и представить его президенту; "после этого будет принято решение, чья это законодательная инициатива". Странное заявление для рафинированного правоведа, который к тому же возглавлял в прошлом аппарат правительства и профессионально знает процедуры проработки, согласования и прохождения подобного рода реформ. В словах приближенного к Путину кремлевского сановника питерского происхождения прочитывается даже некоторое ехидство: вот, мол, мы вам выкатили "предъяву", дорогое правительство; как-то вы теперь будете выворачиваться и сохранять лицо?

Все это заставляет наблюдателей строить иные версии происходящего. Некоторые из них не исключают, что затея с национализацией - это своего рода провокационный "троянский конь", продвинутый Путиным вглубь позиций его основного властного соперника - премьера Михаила Касьянова. Глава Белого дома переиграл президента в интриге вокруг повышения импортных пошлин на иномарки. Михаил Михайлович успешно осваивает политическое амплуа "супернезависимого" первого министра, ослушивающегося приказов президента. Теперь, если Кремль все же станет нажимать с национализацией полезных ископаемых, премьеру попутно придется войти в роль дипломированного защитника олигархов. А это не способствует росту популярности у электората. Не говоря уже о том, что при определенном раскладе это может стать поводом для отставки. Иными словами, не исключено, что Кремль больше жаждет крови правительства, чем нефти олигархов.

В пользу этой версии говорит о решение министра энергетики Игоря Юсуфова, принятое практически синхронно с началом дискуссии вокруг поправок к закону "О недрах". Глава Минэнерго отменил приказ ведомства от 5 февраля 1997 года, подписанный его дальним предшественником Петром Родионовым, согласно которому координацией экспорта нефти ведают сами нефтяные компании. В Минэнерго предсказывают, что это право будет в самом ближайшем будущем закреплено за Центральным диспетчерским управлением (ЦДУ) ТЭК, которое является подразделением ведомства Юсуфова.

Игорь Ханукович вот уже много месяцев борется за расширение контрольных полномочий Минэнерго. Пока премьеру Касьянову в паре с куратором ТЭК - вице-премьером Виктором Христенко - удавалось отбивать его притязания. Ранее экспортные контракты координировались самими нефтедобытчиками с "Транснефтью" и Минтрансом. Сосредоточение координаторских функций в руках ЦДУ будет означать, что приближенный к президенту Юсуфов будет формировать и утверждать квартальные графики и ежемесячные программы прокачки сырья по экспортным направлениям, а также требовать у нефтяников и получать оперативную информацию о компаниях-отправителях и компаниях получателях. Для сырьевых олигархов это означает слом большинства отработанных экспортных схем, базирующихся на трансфертном ценообразовании. Более того, министр Юсуфов давно добивается для своего ведомства права определять приоритетность того или иного экспортного направления с точки зрения интересов государства. То есть давать олигархам обязательные к исполнению рекомендации, куда гнать нефть, а куда нет. По оценке собеседника Граней.Ру в правительственном аппарате, "возможно, затея с национализацией имеет также цель "прикрыть" от олигархов и Касьянова расширение явочным порядком полномочий Минэнерго".

Иван Горяев, 29.07.2002