Наводнение и наполнение
Застенчивое правительство устами вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина призналось наконец в крупнейшем бюджетном провале. С начала года финансовый резерв, организованный в рамках бюджетов текущего и будущего годов для сглаживания нагрузки при выплате внешних долгов в 2003-м, похудел более чем вдвое, составив 37-40 млрд рублей. Заявление Кудрина воспринято как признак намерения правительства выйти на рынок евробондов или на рынок ГКО-ОФЗ уже в сентябре. Если запоздать, подчеркивают эксперты, то заимствования могут оказаться много дороже. Страна так или иначе займет как минимум $2 млрд. Сделает новые долги, чтобы заплатить по старым.
В бюджете зияет дыра. На начало января этого года в финрезерве имелось примерно 89 млрд рублей. За год должно бы прирасти еще 105 млрд. Однако правительство первые два квартала непрерывно платило. Возвращало налог на прибыль и НДС (50 млрд). Трансфертами и ссудами компенсировала регионам повешенное на них повышение зарплат бюджетникам (12,5 млрд). Поднимало довольствие силовикам (25 млрд). Приблизительно в 45 млрд обошлась за полгода война в Чечне. И это по большей части вразрез с бюджетом, где подобные расходы как-то не были предусмотрены.
К тому же в стране усугубился экономический спад. Инфляция за июль достигла, по экспертным оценкам, 3 процентов. (Госкомстат, с некоторых пор научившийся изумительно точно считать макроэкономические показатели деятельности Белого дома, объявил, правда, 0,9 процента.) В первом полугодии Министерство по налогам и сборам недобрало около 38 млрд рублей.
В итоге Минфин осторожно планирует на январь 2003-го "дефицит наполнения" финансового резерва в размере 65-80 млрд рублей. Впрочем, Ильинка давно уж не питает иллюзий насчет результатов собственной деятельности: еще в начале июня замминистра финансов Сергей Колотухин прогнозировал размещение правительством евробондов на $1-2 млрд.
Колотухин считается аппаратным выдвиженцем премьера Михаила Касьянова. И, как поговаривают, не смог отказать себе в удовольствии "заложить Кудрина" как можно раньше.
Финансово-фискальный блок кабинета курирует, как известно, Кудрин. Однако в президентском окружении, по сведениям Граней.Ру, вызревают намерения сделать главным ответчиком за бюджетную ситуацию именно Касьянова, столь трепетно защищавшего иномарки от дополнительного таможенного обложения. По слухам, в последнее время он вызвал чрезвычайное недовольство Путина своей политической активностью, вызывающей ассоциации с предвыборной кампанией.
"Ухватить" премьера, конечно, будет непросто: он невероятно увертлив. Однако и на старуху бывает проруха. Михаил Михайлович неосторожно поддержал председателя Госстроя Анвара Шамузафарова в его публичном споре с главой МЧС Сергеем Шойгу в ходе селекторного совещания 15 июля с руководителями регионов Южного округа, посвященного ликвидации последствий наводнения. Перепалка министров продолжилась на последовавшем заседании кабинета. Шамузафаров называл нереальными сроки сдачи объектов, указанные спасателями, и винил их в занижении строительных смет, а Шойгу обвинил строителей в срыве сроков восстановительных работ и завышении стоимости жилья.
Касьянов освободил Шойгу от обязанностей председателя правительственной комиссии по восстановлению затопленного Юга. На его место искушенный в аппаратных интригах премьер дальновидно назначил министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Шойгу остался рядовым членом комиссии. "Главный спасатель" этого так не оставил и, как стало известно Граням.Ру, в тот же день, 15 июля, попросил замруководителя президентской администрации Игоря Сечина о немедленной аудиенции у Путина. Президент принял Шойгу 16 июля. Выслушав главу МЧС он подверг крайне жесткой критике руководство Госстроя.
ВВП выразил театральное удивление тем, что расценки на восстановление жилья в пострадавших районах одинаковы для городов и для сельской местности. По словам Шойгу, процитированным Путиным, Госстрой эти расценки явно завышает: возведение дома для семьи из 5 человек оценивается в 600 тысяч рублей, в то время как реальная стоимость не превышает 100 тысяч.
Анвар Шамузафаров занял свой пост в июле 1999 года. Его кандидатуру вопреки сопротивлению премьера Сергея Степашина продавил первый вице-премьер Николай Аксененко, считавшийся, наряду с тогдашним главой Минфина Касьяновым, одним из главных "людей Семьи" в Белом доме. Назначение Шамузафарова вызвало публичное неприятие "питерцев" во главе с главой РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом. Последний лоббировал на пост главы Госстроя председателя тогдашнего Госкомзема Сергея Сая.
По сведениям Граней.Ру, осевшие в Кремле питерские уроженцы всерьез подумывают, как бы привязать "коррупционера Шамузафарова" (которого Счетная палата и ряд СМИ уже обвиняли в нецелевом расходовании бюджетных средств, ассигнованных на восстановление разрушенного Ленска) к Касьянову: премьер якобы добивался расходования бюджетных заначек на непредвиденные расходы именно в соответствии с планом Шамузафарова. В любом случае вероятность отставки Шамузафарова остается весьма высокой.
Бюджет России (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Наводнение и наполнение
"Ухватить" премьера, конечно, будет непросто: он невероятно увертлив. Однако и на старуху бывает проруха. Михаил Михайлович неосторожно поддержал председателя Госстроя Анвара Шамузафарова в его публичном споре с главой МЧС Сергеем Шойгу в ходе селекторного совещания 15 июля с руководителями регионов Южного округа, посвященного ликвидации последствий наводнения.