статья Буржуй, ты ходок? - Ходок, ходок...

Иван Горяев, 24.05.2002
Владимир Потанин. Фото с сайта www.spbumag.nw.ru

Владимир Потанин. Фото с сайта www.spbumag.nw.ru

23 мая прошла пятая по счету встреча президента Владимира Путина с членами бюро РСПП. Прогнозы о возможном политическом характере этой встречи (поскольку экономические темы глава государства якобы обсуждает с олигархами порознь, с глазу на глаз) решительно не оправдались. Кроме одного пункта - эта встреча обозначила новую тональность отношений власти с лидерами бизнес-сообщества.

Клуб олигархов уже не воспринимается Кремлем в качестве коллективного младшего партнера, как это было прежде. Слишком много чести. С момента последней встречи президента с лидерами национальной буржуазии много воды утекло. Путин распространил свою власть на ЦБ. Загнал в угол премьера Касьянова, возопившего о помощи. Помог Миллеру окончательно утвердиться в "Газпроме". Дал шанс обленившимся коммунистам в преддверии выборов ощутить себя оппозиционной партией в духе II съезда РСДРП. Наконец, и сами олигархи зримо прогнулись перед Кремлем, согласившись финансировать "Медиа-социум", вещающий на основании "лицензии без даты". Молча проглотили лесинскую буффонаду.

Теперь лидеры национальной буржуазии будут ходить в Кремль как ходоки к Ленину - "чисто с просьбой". На этот раз они по старой памяти заранее передали Путину свои предложения по целому ряду позиций. И почти по всем получили квалифицированный отлуп. В сущности, этого следовало ожидать. Накануне, 21 мая, за день до встречи с членами бюро РСПП Путин перед лицом Совета Федерации подверг жесткой публичной критике руководство нефтяных компаний: они-де в рамках законодательства о СРП готовят к продаже нефтяные месторождения, которые разрабатывают на основе лицензий, выданных прежним руководством Минприроды. "Они готовы торговать этими ресурсами, повышая свою капитализацию за счет страны", - подчеркнул президент. Сами олигархи почувствовали перемену конъюнктуры и резко сократили и смягчили подготовленные доклады. Не помогло.

Президент группы "Интеррос" Владимир Потанин сделал доклад о темпах экономического роста - просто констатация, без советов. Для хитроумного Потанина это было лишь прикрытие. Он пришел, чтобы завести речь о своем бизнесе. По мнению олигарха, норматив поддержания мобилизационных мощностей на случай войны (доходящий в ряде отраслей до 50 процентов производственных активов) явно устарел, равно как и режим секретности, окружающий данные о производстве нефти, газа и в особенности никеля. Путин ответил кратко: "Мобилизационные мощности нужны". А что до отмены секретности, то не соблаговолит ли Владимир Олегович "доплатить государству за эту услугу" - ведь тогда капитализация предприятий "Норильского никеля" возрастет в несколько раз?

По сведениям Граней.Ру, участники встречи восприняли этот президентский пассаж как знак недовольства. В декабре 1995 года ОНЭКСИМбанк приобрел РАО "Норникель" за смехотворную сумму. При Путине Генпрокуратура заставила олигарха доплатить около $170 млн. За нефтяную компанию "СИДАНКО" Потанин на аукционе заплатил $125 млн, а на продаже ее "Интеррос" заработал примерно $1 млрд и пока ничего не доплатил. При этом, кстати, Потанин уклонился от участия в телепроекте "Медиа-социума". Прозрачный намек.

Главе ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" Кахе Бендукидзе (доложившему пропозиции РСПП касательно реформы налогообложения) президент внятно дал понять, что о снижении НДС и единого соцналога крупный и средний бизнес может забыть.

Хозяин "Русского алюминия" и ГАЗа Олег Дерипаска также тщетно убеждал Путина в необходимости валютной либерализации и вредности укрепления рубля. Президент, уколов олигарха государственной строгости взором, заявил, что удовлетворен "качеством взаимодействия Минфина и ЦБ, которое не может быть принесено в жертву интересам сырьевых экспортеров, желающих ослабления рубля".

Вице-президент РСПП Игорь Юргенс заговорил о пенсионной реформе. Олигархи, уже было зарегистрировавшие негосударственные пенсионные фонды и приготовившиеся к конкурсам, оказались ни с чем. Белый дом и руководство Пенсионного фонда не подпустили НПФ к управлению средствами накопительной части пенсий. Президент опять-таки решительно поддержал правительство.

Несколько благосклоннее Путин воспринял доклад председателя совета директоров финансового консорциума "Альфа-групп" Михаила Фридмана, говорившего о судебной реформе и законодательстве о банкротстве. Михаил Маратович мягко выразил недовольство законодательным усилением роли Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Вообще-то Путин мог бы сказать: "Знаешь, дорогой Миша, пока вы делили собственность, закон о банкротстве был вам хорош. А вот теперь, когда иной раз отбирают собственность у вас, он как-то сразу стал плохой".

Но президент так не сказал. Вместо этого он рекомендовал присутствовавшему премьеру Михаилу Касьянову согласовать эту позицию с бюро правления РСПП, а сам пообещал проконсультироваться по этому поводу с главой Минэкономразвития Германом Грефом. Этот министр известен как решительный оппонент руководителя ФСФО Татьяны Трефиловой. А Трефилова, в свою очередь, слывет ставленницей премьера Касьянова. То есть олигархи вряд ли могут надеяться отогнать ФСФО от облюбованных ими процессах банкротств. Зато президент может добиться поставленной им цели - столкнуть олигархов с Белым домом. Лишить кабинет поддержки бизнес-сообщества.

Налоги в России избирательно нежны - Грани.Ру, 14.02.2002
Других олигархов у президента нет - Грани.Ру, 24.01.2001

Иван Горяев, 24.05.2002