Два процента успеха, остальное - изворотливость
Российское правительство - полноправная часть российского и мирового шоу-бизнеса - вновь подтвердило свою международную репутацию самого профессионального коллектива продавцов дождя, повелителей снов и специалистов по закату солнца вручную.
13 мая был обнародован аналитический отчет близкого к кабинету Института экономики переходного периода (ИЭПП), посвященный итогам экономического развития страны в первом квартале 2002 года. Эксперты ИЭПП отмечают 13-процентное (против I квартала 2001 года) сокращение объемов российского экспорта. По их оценке, это связано не только с падением цен на нефть, имевшим место в начале года, но и с ростом себестоимости продукции отечественных производителей. Одновременно, по данным ИЭПП, уже почти полгода идет сокращение платежеспособного спроса, а следовательно, падает прибыль предприятий.
Фиксируется массовый возврат к неденежным схемам реализации продукции, второе рождение "черного" и "серого" вексельных рынков и практики взаимозачетов. Эти явления отмечаются экспертами ИЭПП не только в традиционно "бедной" легкой промышленности, но и в ориентированных на экспорт химических и нефтехимических производствах. ИЭПП прогнозирует повальные сокращения персонала целым рядом крупных российских компаний, лидирующих в своих отраслях.
Авторы отчета ИЭПП не считают случайным также и февральско-мартовский скачок задолженности по зарплате: на 5,3 процента к концу марта по сравнению с началом февраля, причем в отраслях социальной сферы - на 16,3 процента. Таким, в частности, путем, надо полагать, достигнута тактическая победа Белого дома над инфляцией.
Общие контуры будущего, как оно рисуется по версии ИЭПП, знакомы и печальны. Реальный сектор переживает финансовое "обезвоживание", сокращение производства, рост неплатежей и применения денежных суррогатов. Зато в финансовом секторе, наоборот, избыток денег, а рубль при этом крепок как никогда. Все это смахивает на ситуацию накануне дефолта 1998-го, добавим мы. Только что рынка ГКО нет. Но лишь пока.
Все, что сказал премьер Михаил Касьянов, выступая 15 мая перед депутатами Государственной думы, очевидно контрастирует с реальным положением вещей. Особенно поразила наблюдателей удивительная для бравирующих "штабной культурой" сотрудников премьерского секретариата нестыковка по аграрной тематике. Премьер в своей речи радостно поведал депутатам о "значительном росте в агропромышленном комплексе", а несколько позже с прискорбием признал, что за прошедший год импорт продовольствия возрос на 22 процента.
Это заставляет предположить, что речь готовилась буквально "на коленке" и представляет собой очередное звено информационной войны Кремля с Белым домом, первые залпы которой прозвучали в начале апреля. Тогда Путин потребовал заложить в среднесрочный сценарий экономического развития более высокие темпы роста, необходимые, чтобы догнать и перегнать Португалию. Экономика в России - концентрированное выражение политики. Президент явно вознамерился зажать Касьянова в "вилку": с одной стороны, дай амбициозные темпы, с другой - не моги и думать поломать бюджет. Правительство уклоняется, демонстрируя чудеса изворотливости, применяя невиданные PR-технологии. Речь Касьянова в Думе 15 мая выглядит апофеозом этого искусства уклонения.
По утверждению собеседников Граней.Ру в президентской администрации, встреча Касьянова с Путиным 15 мая прошла довольно напряженно: президент в раздраженном тоне повторил свои претензии к кабинету. В Кремле также допускают, что Путин не в духе не в последнюю очередь от того, что спровоцированный его "чекистским" окружением скандал вокруг "Славнефти" изначально задумывался как повод для отставки премьера. Однако пока ВВП вынужден дать задний ход, приняв на себя сопутствующие политические издержки.
Источники "Граней" не исключают, что Владимир Владимирович вынужден ждать, чем закончится его предстоящая московская встреча с президентом США Бушем. Они допускают, что у президента есть ряд неформальных обязательств перед "дядей Жорой". Среди них, возможно, есть и договоренность о моратории на крупные кадровые перемены до завершения саммита. Вопрос в том, санкционирует ли Буш американскую инвестиционную программу для России, даст ли под нее гарантии в благодарность за уступки Москвы Вашингтону - и уже состоявшиеся при подготовке СНВ-3, и ожидаемые в ходе римского саммита НАТО-Россия. И не потребует ли в придачу и консервации сложившегося баланса сил в российском руководстве. Если достигнутый на майских переговорах уровень взаимного доверия окажется достаточным, дипломатический успех Путина может стать отправной точкой для кадровых перемен в правительстве и администрации, не исключают в Кремле.
Между тем Путин ничуть не ослабляет позиционное давление на Белый дом. Счетная палата обретает все новые и новые контрольные полномочия. Генеральный прокурор Владимир Устинов требует законодательно закрепить участие прокуратуры в процедуре банкротства. Думская фракция КПРФ настойчиво продвигает вотум недоверия кабинету. И вряд ли это только рейтинговый ход: электорат знает, что коммунисты контролируют в нижней палате лишь 130 голосов.
Симптоматично, кстати, что 15 мая лишь фракция ОВР однозначно поддержала выступление Касьянова в Думе. Зато премьеру пришлось с серьезной миной уверять публику в своей непричастности к исчезновению кредита МВФ в $4,8 млрд, выданного правительству России накануне августовского дефолта 1998-го. Соответствующие материалы, как на заказ, появились в Думе именно накануне анонсированного появления премьера в Охотном Ряду.
Бюджет России (досье Граней.Ру)
Монетарная политика (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Два процента успеха, остальное - изворотливость
Президент явно вознамерился зажать Касьянова в "вилку": с одной стороны, дай амбициозные темпы, с другой - не моги и думать поломать бюджет. Правительство уклоняется, демонстрируя чудеса изворотливости, применяя невиданные PR-технологии. Речь Касьянова в Думе 15 мая выглядит апофеозом этого искусства уклонения.