Режиссер недоволен сценаристами
Подготовленный Минэкономразвития документ под названием "Сценарные условия функционирования экономики в 2003 г. и на период до 2005 г." был рассмотрен на заседании кабинета 29 марта. Премьер Михаил Касьянов довольно мягко пожурил главу ведомства Германа Грефа за чрезмерный оптимизм. Проект был отправлен на доработку. 5 апреля Минэкономразвития проект доработало, и он был отправлен президенту. И надо же: Путин обрушился на проект как раз за чрезмерный пессимизм. ВВП недоволен, что эффект от затеянных кабинетом структурных реформ никак не отражен в сценарных прогнозах. Делают, дескать, реформы, а сами в них не верят.
При этом до оглашения президентского послания к Федеральному собранию остается всего неделя. Правительству предстоит на уши встать, а документ переделать. Белый дом ответил хитрой PR-комбинацией. Официальную позицию - "так точно!" - 8 апреля озвучил замглавы аппарата правительства Алексей Волин. А вот неофициально в кабинете сочли уместным слегка огрызнуться. 9 апреля замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович (прославившийся недавно заявлением, что это не инфляция в стране вдвое перепрыгивает прогнозы министерства, а Госкомстат считает неправильно) на этот раз заявил буквально следующее: "Я не уверен, что мы должны существенно менять наши проектировки темпов экономического роста на среднесрочную перспективу". Дворкович, конечно, согласен с тем, что "политика в целом должна быть направлена на достижение более высоких темпов роста". Однако "это зависит не только от правительства, но и от других ветвей власти". А вот планировать бюджетную политику исходя из более высоких темпов роста, чем спрогнозированные МЭРТ, "рискованно и опасно".
Политика - это, среди прочего, искусство читать между строк. Устами Дворковича Касьянов и Греф как бы говорят президенту примерно следующее: "Да, мы все понимаем. И что Илларионов надул Вам в уши, и что "красные" академики нагнали. Но немало ведь зависит и от Вас, дорогой Владимир Владимирович. От Вас и Ваших отношений с Думой. Мы бы рады с чистой душой вписать в активы не только цены на нефть, но и структурные реформы монополий, банковского сектора, пенсионной системы и пр. Однако для этого нужна уже Ваша личная инициатива. Не все же Вам стрелочки на нас, сирот, переводить".
Говорят, Герман Греф покинул премьерский кабинет только ранним утром во вторник, 9 апреля. Они с Касьяновым прикидывали новую схему "сценарных условий". Такую, чтобы понравилась президенту.
Думается, делали они это без особого душевного надрыва. Ну какой президент не критикует собственное правительство перед тем как выступить с посланием к парламенту? Более того - какой президент признается, что у него-то самого нет никаких идей кроме тех, что с разных сторон ему внушают либерал Андрей Илларионов и консервативные экономисты Николай Петраков и Дмитрий Львов? Даже не обидно: все эти ходы да подходцы известны заранее.
И все же, верно, некое смутное беспокойство угрызало сердца топ-менеджеров Белого дома. По сведениям Граней.Ру, в ходе встречи с верхушкой кабинета в понедельник, 8 апреля, Путин ни словом не упомянул о возникшем в последние недели бюджетном дефиците, из-за которого застенчивый Минфин наш благоразумно перестал ежемесячно публиковать целый ряд данных о своей деятельности. Также не обмолвился президент о необходимости более жесткого бюджетного администрирования, сокращения госрасходов. На чем, между прочим, рьяно настаивает его экономический гуру Илларионов, четыре дня просидевший вместе с Путиным в отпуске в Байкальске.
В Белом доме опасаются, что демонстративное выведение финансового блока кабинета из зоны президентской критики может таить в себе намек на весьма серьезные намерения. Вдруг Путин уже принял решение о реорганизации кабинета и назначении вице-премьера Алексей Кудрина председателем правительства? Алексей Леонидович ведь не друг ни Михаилу Михайловичу, ни Герману Оскаровичу. Но даже если нет, то не намек ли это на будущее аппаратное усиление Кудрина, на его личные "темпы роста"?