статья Транспортная составляющая вице-премьера Клебанова

Иван Горяев, 05.02.2002

При последней реорганизации Белого дома президент выдержал сильное давление своего фаворита Германа Грефа, который, как поговаривают злые языки, буквально умолял Владимира Путина назначить куратором блока промышленно-транспортных ведомств и Минсвязи именно его. Путин, однако, отдал предпочтение вице-премьеру Илье Клебанову, аппаратному конкуренту Грефа. Еще говорят, что президент облек питерского оборонщика своим сугубым доверием не только потому, что Клебанов близок к "силовому" крылу кремлевской администрации, но и из уважения к заслугам человека, "поднявшего "Курск".

Как бы там ни было, белодомовская молва все чаще указывает на стремительный рост влияния "Ивана Ивановича" (так главу Минпромнауки называют недоброжелатели в правительственных коридорах) - влияния, вышедшего далеко за пределы родного Клебанову ВПК.

Прежде всего Илья Иосифович возглавил межведомственную комиссию по реформированию Министерства путей сообщения. Собеседники Граней.Ру в правительственном аппарате приписывают ему идею объединения МПС с Министерством транспорта, согласно которой в структуре Минтранса наряду с Росавтотранпортом, Росморфлотом, Росречфлотом и Службой воздушного транспорта возникнет и Служба железнодорожного транспорта (СЖТ). Туда, как планируется, перекочует центральный аппарат нынешнего МПС. Во главе этой структуры планируется поставить экс-начальника Октябрьской железной дороги, а ныне руководителя департамента координации деятельности видов транспорта Минтранса Александра Кузнецова.

Шагом в воплощении этого проекта эксперты называют создание в структуре МПС 21 января ФГУП "Дирекция российских железных дорог" (ДРЖД), в которое будут переведены инфраструктура грузоперевозок, локомотивное и вагонное хозяйства, а также собственно управление перевозками и коммерческие службы. Структурно ДРЖД очень сильно смахивает на РАО "Российские железные дороги", проектировавшегося экс-министром Николаем Аксененко. Реформаторский план Николая Емельяновича явно воплощают без него.

Похоже, в укрупненном Минтрансе будет и новый хозяин. Многие в Белом доме считают встречу Путина с нынешним министром транспорта Сергеем Франком 1 февраля началом заката карьеры этого близкого Герману Грефу чиновника. Президент, как поговаривают, строго спросил с Франка "за авиацию". Беспокойство ВВП вызвала перспектива потери Росcией примерно 6,5 тысячи авиарейсов в страны Европы в связи с вводимыми Евросоюзом с 1 апреля экологическими ограничениями. Формально авиаперевозки, как известно, курирует Министерство транспорта. Злые языки в Белом доме утверждают, что на главу Минтранса "перевел стрелки" его собственный начальник - все тот же вице-премьер Клебанов. Отвечающий, кстати, за развитие национального авиапрома и, соответственно, за производство и продажу авиакомпаниям в лизинг более современных бесшумных авиалайнеров.

Вместо Франка на пост главы "укрупненного" Минтранса нынешний претендует заместитель министра Владимир Якунин. Трудно судить, вправду ли этот выходец из системы ПГУ КГБ СССР близко знаком с президентом. Зато достоверно известно, что Якунин появился в Минтрансе сразу же после того, как это министерство перешло в ведение Клебанова.

Вице-премьера неодолимо влечет ко всем видам транспорта. Но при этом он сильно недолюбливает олигархов. Если верить слухам, Клебанов негласно прилагает активные усилия к тому, чтобы не допустить утверждения на майском собрании акционеров "Аэрофлота" нового гендиректора - нынешнего первого замгендиректора Александра Зурабова. Главный финансист авиакомпании, по сведениям Граней.Ру, пользуется поддержкой НК "Сибнефть". "Группа Абрамовича", по некоторым данным, контролирует около 30 процентов акций "Аэрофлота".

31 января совет директоров автомобилестроительного холдинга "АвтоВАЗ" принял отставку президента Алексея Николаева и первого вице-президента Николая Ляченкова. Как считается, в совете директоров, возглавляемом Владимиром Каданниковым, и в администрации "АвтоВАЗа" сложился хрупкий баланс сил между двумя группами. Одна из них, где задавал тон экс-президент Николаев, якобы видела перспективу предприятия в альянсе с ОАО "Русский алюминий" - владельцем холдинга "Руспромавто". Последний, как известно, уже контролирует несколько крупнейших автомобилестроительных предприятий, в том числе и "ГАЗ". Близкие Николаеву структуры, по слухам, сосредоточили в своих руках поставки на "АвтоВАЗ" алюминия.

Вторая группа, ассоциируемая с именем экс-вице-президента Ляченкова, по слухам, выступала решительно против установления контроля "Руспромавто" над тольяттинским автогигантом.

Неизвестно, кому бы отошел "АвтоВАЗ", если бы в игру бизнес-кланов опять-таки не вмешался вице-премьер Клебанов. В ноябре прошлого года он провел трехчасовую встречу с председателем совета директоров Владимиром Каданниковым. (Последний, по слухам, контролирует через дружественные фирмы порядка 30 процентов акций автохолдинга.) Как гласит молва, Клебанов якобы согласился вернуть заводу контрольный пакет акций (оказавшийся в Минимуществе в качестве обеспечения выплаты "АвтоВАЗом" долга перед федеральным бюджетом) лишь в обмен на уход в отставку лидеров обеих лоббистских групп и отказ от альянса с "Руспромавто" в пользу другого партнера и инвестора - американского автогиганта General Motors.

Иными словами, не исключено, что благодатными для отечественного автопрома плодами повышения импортных пошлин на подержанные иномарки воспользуется не только холдинг "Руспромавто", но и вероятный американский партнер "АвтоВАЗа" - General Motors. Смена топ-менеджмента, если принять на веру циркулирующие в окружении Клебанова слухи, недвусмысленно сигнализирует экспансивным олигархам-"алюминщикам" о тщете их надежд включить "АвтоВАЗ" в свою империю, как это было сделано с ОАО "ГАЗ". Что это решение имеет отчетливо политический характер. Что оно должно быть закреплено на майском собрании акционеров и, возможно, станет приятным подарком Владимира Путина Джорджу Бушу, спланировавшему на май свой визит в Москву.

Министры и олигархи не понимают, что не политика есть концентрированное выражение экономики, а совсем, совсем наоборот. У нашего героя это понимание налицо. Что, несомненно, являет собой залог его большого карьерного будущего.

Иван Горяев, 05.02.2002