Деньги, мазут, два компьютера
Президент Владимир Путин, кажется, начинает пожинать горькие плоды избытка личной власти в экономических вопросах. За последние три недели хозяин Кремля фактически оттер премьера Михаила Касьянова от ряда важных оперативных рычагов. Так, ВВП перехватил у главы правительства приводные ремни, управляющие тарифообразованием в естественных монополиях и расходами самих монополий. Руководствуясь интуитивным опасением, что раз в году и палка стреляет, Путин и его ближайшее окружение сделали все, чтобы разбить альянс главных игроков Белого дома с верхушками "Газпрома", РАО ЕЭС и железнодорожного ведомства. Вдруг эта дружба по мере приближения президентских и парламентских выборов обретет формы негласного политического союза?
Затем ВВП отправил Касьянова в Вашингтон: пусть сделает за президента тяжелую и неблагодарную работу - подготовит майский визит Джорджа Буша в Москву. Самолет премьера еще не успел пересечь Атлантику, как к Путину, почувствовав перемену политической конъюнктуры, повалили с просьбами представители фискального блока правительственных ведомств. Тоже запросились под высокую руку Кремля.
Выяснилось, что вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин (с легкой руки главы кремлевской администрации Александра Волошина получивший аппаратное прозвище "брат президента") отнюдь не пользуется безоговорочным авторитетом в этой сфере. По сведениям Граней.Ру, 1 февраля председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине Виктор Зубков передал Путину вместе с концепцией государственного финансового контроля еще и личное письмо, содержащее жесткую критику Кудрина за то, что тот не позволяет ему, Зубкову, обзавестись аппаратом, свободным от креатур главы Минфина. Говорят, в этом плане глава КФМ, выходец из сообщества "питерских чекистов", пользуется поддержкой влиятельного замруководителя администрации Виктора Иванова.
Более того, не успел широко разрекламированный КФМ приступить к работе, как выяснилось, что у главы этого комитета есть и серьезные внешние конкуренты - ведомство налоговой полиции и Счетная палата. Горя служебной ревностью, директор Федеральной службы налоговой полиции Михаил Фрадков добился 31 января высочайшей аудиенции. Он решительно предостерег Путина от дублирования функций КФМ и ФСНП на местах и предложил расширить полномочия собственного ведомства. Фрадков считает, что КФМ должен сосредоточиться на аналитической и методической работе, а проводить в жизнь закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" следует исключительно налоговым полицейским. Кроме того, Фрадкову решительно не нравится, что КФМ в обход ФСНП ухитрился заключить эксклюзивное соглашение с Центробанком, обязывающее банкиров в первоочередном порядке снабжать ведомство Зубкова информацией о подозрительных финансовых операциях граждан и юридических лиц. По сведениям Граней.Ру, директор ФСНП попросил у Путина открыть налоговым полицейским доступ к базам данных КФМ.
Не менее серьезные проблемы у КФМ с Сергеем Степашиным. Глава Счетной палаты тоже хочет взять организацию государственного финансового контроля в свои руки и тоже видит зубковский КФМ в роли безобидной методико-аналитической, не привязанной к "земле" конторы. Г-н Степашин лоббирует на этот предмет создание собственных территориальных структур, дублирующих неблагонадежные, на его взгляд, контрольно-ревизионные подразделения Минфина. И тоже просит аудиенции у Путина.
Тем временем, как стало известно Граням.Ру, экспансивный министр энергетики Игорь Юсуфов через голову Кудрина и собственного куратора - вице-премьера Виктора Христенко - обратился к главе государства с призывом посодействовать расширению экспорта российских нефтепродуктов в связи с затовариванием ими российского рынка. Для этого Юсуфов предложил резко снизить либо вообще ликвидировать пошлины на эти виды топлива. Накануне Минфин решительно заблокировал инициативу главы Минэнерго, санкционировав только снижение пошлин на экспорт мазута. Однако, как видно, министр, близко к сердцу принимающий заботы НК "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефти", не складывает оружия.
На этом фоне разворачивается борьба за передел сфер влияния на национальном рынке IT. Только что правительство утвердило федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Предмет соперничества - участие в освоении средств, ассигнуемых правительством на развитие IT-бизнеса в рамках этой программы. Речь идет прежде всего о проектах системной интеграции крупнейших федеральных ведомств, в том числе ГТК, ФСНП и подразделений Главного управления федерального казначейства Минфина. В 2002 году на реализацию программы планируется потратить 12,6 млрд рублей бюджетных средств. В целом же программа информатизации России "сверху" стоит $2,6 млрд. Главными ее операторами стали Минэкономразвития и Министерство по связи и информатизации.
Острая конкуренция в IT-бизнесе за освоение бюджетных средств толкает к конфликту и глав обоих ведомств - Германа Грефа и Леонида Реймана. Первый возглавил межведомственную комиссию по координации деятельности заказчиков и исполнителей программы "Электронная Россия", второй стал его заместителем. С этой позиции Рейману труднее влиять на состав комиссии, которая должна быть сформирована в двухмесячный срок. Кроме того, как поговаривают, Рейману не по душе лоббистский альянс Грефа с одним из активнейших игроков на рынке hi-tech - главой группы компаний IBS Анатолием Карачинским. В свое время Карачинский претендовал на пост министра связи, чем заслужил личную неприязнь г-на Реймана.
Топ-менеджеру и совладельцу IBS приписывают ключевую роль в организации крупного PR-мероприятия в сфере hi-tech - так называемого бала IT-технологий, который пройдет 28 февраля в Большом зале отеля "Метрополь". Там должен быть представлен итоговый топ-100 компаний российской IT-индустрии. Что характерно, в предварительном варианте этого многокритериального рейтинга, подготовленного устроителями мероприятия, Анатолий Карачинский числится третьим, а Леонид Рейман, который, как считается, имеет в IT-бизнесе вполне оформленные интересы, фигурирует лишь на 39-м месте. Насколько можно понять, в окружении Реймана "агрессивный пиар IBS" воспринимается не иначе как притязание Грефа и стоящего за ним Карачинского на первые роли в распределении средств федеральной программы "Электронная Россия".
Если еще и эти министры пойдут со своими обидами к Путину, то главе государства останется сделать совсем мало шагов до совмещения президентского и премьерского кресел.
Электронное правительство (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Деньги, мазут, два компьютера
По сведениям Граней.Ру, 1 февраля председатель Комитета по финансовому мониторингу (КФМ) при Минфине Виктор Зубков передал Путину вместе с концепцией государственного финансового контроля еще и личное письмо, содержащее жесткую критику Кудрина за то, что тот не позволяет ему, Зубкову, обзавестись аппаратом, свободным от креатур главы Минфина.