статья Скажи нам, Путин, кто твой друг

Михаил Кувалдин, 05.12.2001

В приемной министра обороны РФ с некоторых пор от докучливых посетителей отмахиваются: идите к заместителям - "наш" уже одной ногой в Кремле. Поведение "челяди" хоть и барометр, да не всегда исправный. В данном случае он показывает, насколько, по мнению ближнего окружения Сергея Иванова, шеф созрел для более славных дел. Сам министр держится невозмутимо и демонстрирует погруженность в служебные обязанности. А СМИ тем временем "назначают" его главой президентской администрации, пророчат эффектный выход из тени, то бишь из крепостных стен Минобороны, на дорогу большой политики, судачат как о решенном деле о его назначении третьим президентом РФ... Много чего говорят и пишут о Сергее Борисовиче, да только сам герой, тихоголосый и улыбчивый, повода для пересудов старается не давать.

Между тем, по информации Граней.Ру, "кастинг" кандидатов на министерское кресло уже идет полным ходом. Называются имена вице-премьера Ильи Клебанова, нынешних замов г-на Иванова - Михаила Дмитриева и Алексея Московского, другие кандидатуры, но строить прогнозы в этом направлении - пустой труд. С некоторых пор Кремль сопровождает свои кадровые решения такими же мерами безопасности, как в годы войны накануне стратегических операций. Большая роль, как и тогда, отводится дезинформации "противника", под коим сегодня понимается, видимо, общество в целом. Подспудно распространяется "утечка": необходимость перемещения Иванова под правую руку Путина как бы уже никем не оспаривается. Чего уж удивляться поведению помощников министра обороны, открыто усевшихся на чемоданы.

Однако не все так прозрачно, как кажется. С некоторых пор в Минобороны, в кругах генералитета получили хождение "изустные списки" грубых ошибок президента в области национальной обороны. Военачальники недовольны финансированием армии. Второй бюджет при Путине принимается, а реального роста военных расходов нет. Оборонный заказ на 2001 год по сути лишь законсервировал существующее положение, а бюджет-2002 окончательно разочаровал генералов.

Но более всего патриотическую общественность в лампасах угнетает то, что они воспринимают как уступчивость Путина в общении с Западом, и прежде всего с США. После поездки президента в Америку в стенах военного ведомства заговорили про "сговор" Путина и Буша относительно беспрепятственного расширения НАТО не просто на Восток, а на Дальний Восток. И намерение США разместить в Кулябе международный антитеррористический центр рассматривается военными аналитиками как "добро" российского президента на создание в Таджикистане ключевой для Центрально-Азиатского региона базы НАТО.

Вызывает раздражение у кое-кого из генералов и созерцательно-пассивная, на их взгляд, позиция России в отношении Афганистана. В то время как США весьма активно осваивают страну и столбят там зону влияния, Россия с монашеским смирением пробавляется гуманитарной помощью (и это на территории, право на которую отвоевывали целое десятилетие советские воины ограниченного контингента). Политика заигрывания с Бушем, уверены наиболее бдительные аналитики в погонах, приведет к тому, что США развернут свою противоракетную оборону, а Россия порежет на гвозди тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты и большую часть ракетных подводных лодок и останется без щита и меча, попросту говоря, с голой жопой. Словом, отечество в опасности. Этот клич всегда действовал мобилизующе на военных.

С приходом в Минобороны Сергея Иванова генералы связывали большие надежды: личный друг Путина, вхож к нему - все проблемы военных решит, будет в Кремле пропагандистом военной мысли. Но явным толкачом генеральских интересов Иванов не стал. По распространеннному в министерстве мнению, за все время он так и не "дожал" ни одного принципиально важного для Вооруженных сил вопроса. Однако вывод вроде "была без радости любовь, разлука будет без печали" был бы ошибочным. Близкий к военным по своим видимым устремлениям, всегда публично говоривший именно то, что ласкает ухо генералов, Иванов в глазах немалого числа сидельцев Минобороны выглядит как человек, который и рад бы, да вот понимания у президента не находит, стреножен путами и пр. Но России Иванов еще послужит.

Об умонастроениях среди некоторых представителей начальствующего состава Вооруженных сил Владимир Путин безусловно осведомлен. И не обязательно со слов своего друга Иванова. Скорее наоборот - от оппонентов Сергея Борисовича. А их в администрации и правительстве немало. Причем подача такова, что Иванову можно инкриминировать не только оплошный недосмотр за своими подчиненными. Но и умысел.

Сегодня кремлевский "пасьянс", может быть, как никогда прежде принуждает Путина к выбору - между сознанием продвинутым, прогрессивным (Касьянов, Кудрин, Греф и пр.) и милитаризованным, "совковым", к устойчивым носителям которого многие относят Сергея Иванова. А можно и по-другому сформулировать: между разорителями России (Касьянов, Греф, Кудрин и пр.) и солью земли русской - Ивановыми. Весь вопрос в том, какая формулировка ближе Владимиру Путину.

Президент и армия (досье Граней.Ру)
Деньги для армии (досье Граней.Ру)
Россия и США (досье Граней.Ру)
Россия-НАТО (досье Граней.Ру)
Война с международным терроризмом (досье Граней.Ру)

Михаил Кувалдин, 05.12.2001