статья Иуд предают, палачей казнят

Иван Горяев, 02.11.2001
Сергей Степашин и Владимир Устинов на межведомственном совещании. Съемки НТВ

Сергей Степашин и Владимир Устинов на межведомственном совещании. Съемки НТВ

Реконструкцией Белого дома управляют два прораба - Генпрокуратура и Счетная палата. За ними стоит субподрядчик - сплоченная группа выходцев из Большого дома на Литейном проспекте, приведенная президентом Владимир Путиным во власть. Власти на всех оказалось мало. Премьер Михаил Касьянов и руководитель администрации Александр Волошин упорно сопротивлялись попыткам уволить глав самых лакомых и бюджетонасыщенных федеральных ведомств. Дела в государстве шли в целом недурно, формально снимать людей ельцинской Семьи было не за что. Однако Счетная палата, как короед, целый год взгрызалась в позиции непотопляемых министров. Протачивала длинные желобки, оставляя за собой труху убитых репутаций и аккуратно сложенные папки компромата, похожие на жучиный яйцеклад.

И вот настал день, и цены на российскую нефть упали, хваленый бюджет-2002 обрушился, а значит, подступила пора браться за правительство с прицелом на отставку Главного Непотопляемого - Михаила Касьянова. По мановению нервной президентской длани Генпрокуратура начала в тех самых ведомствах обыски, возбудила дела. Общественное мнение уверено, что подточенные министры - Аксененко, Шойгу, Ванин, Лесин и прочие - начнут падать уже завтра.

Счетной палате хорошо: сделала свое дело и отползла. Ее председатель Сергей Степашин даже публично заявил, что это президент Путин поручил ему проверить МЧС. Иное - Генпрокуратура. Именно на нее, на ее чугунное, в глубоких выбоинах, реноме возложены все издержки уголовных дел против могущественнейших сановников. Генпрокурор РФ Владимир Устинов не может себе позволить кивнуть на Кремль. Более того, карьерное положение Устинова стремительно осложняется. Он ведь тоже сделался генпрокурором вопреки воле "питерского клана".

По сведениям Граней.Ру, вовсе не Устинову вверено непосредственное управление группой "звездных" дел. Они закреплены в ведении первого замгенпрокурора Юрия Бирюкова. Последний был назначен на этот пост 7 июня 2000 года, по рекомендации Устинова. Юрий Станиславович ревностно поддерживал Владимира Владимировича в аппаратных войнах против его собственных заместителей - Василия Колмогорова, курирующего следствие, и Сабира Кехлерова, отвечающего за надзор. Сразу после отставки министра внутренних дел Владимира Рушайло, 28 марта, Устинов в благодарность передал в ведение Бирюкова ключевое управление по расследованию особо важных дел, а также влил в управление "важняков" отдел по надзору за расследованием особо важных дел.

Он ошибся, Устинов. Конъюнктура изменилась, и Юрий Станиславович все чаще стал наставлять ухо к негражданскому крылу президентской администрации. В свое время Бирюков сменил ушедшего на повышение Устинова на посту начальника главного управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе. Раскручивая "дело Бабицкого", он близко сошелся с директором ФСБ Николаем Патрушевым и его первым заместителем Владимиром Проничевым. Про Юрия Станиславовича вспомнили: влиятельным "чекистам" был нужен свой человек на Большой Дмитровке. Теперь, по сведениям Граней.Ру, он облечен особым доверием Кремля, не подпускает Устинова к громким октябрьским делам и тесно контактирует с замруководителя администрации Виктором Ивановым, который - неформально, как всякий хороший кадровик, - приглядывает за развитием долгожданных дел против "ельцинистов".

Устинов становится все более символической фигурой, причем с явно отрицательным знаком. Влиятельный замруководителя президентской администрации Дмитрий Козак не может простить ему активного сопротивления принятию застрявших ныне в Госдуме президентских поправок к пакету законов о судебной реформе. Как стало известно Граням.Ру, 29 октября на традиционном понедельничном совещании у Путина Козак прямо обвинил Волошина, Устинова и председателя Верховного суда Вячеслава Лебедева в "организации в Думе группы поддержки судейских привилегий". Президентские поправки, как известно, резко сужают надзорные полномочия органов прокуратуры и упрощают привлечение судей к уголовной ответственности.

Тамара Морщакова. Фото с сайта www.vremya.ru В перечне кандидатов на пост генпрокурора России, в частности, присутствует все тот же Бирюков, а еще - член Конституционного суда Тамара Морщакова. По данным Граней.Ру, она пользуется огромным авторитетом в КС и, что еще важнее, большой симпатией президента Владимира Путина. У КС сейчас много важных дел. Быть может, скажем, придется разбираться со строптивым якутским президентом Михаилом Николаевым. Или отбивать иск Союза судей России, если, паче чаяния, те самые президентские поправки, находящиеся в некотором противоречии с действующей Конституцией, все же будут протянуты через игольное ушко Охотного ряда. Если справится, шансы Морщаковой въехать на Большую Дмитровку могут существенно возрасти.

Трезвые наблюдатели вовсе не уверены в том, что открытые и открываемые Генпрокуратурой дела непременно приведут к громким отставкам. Если разные фракции "ельцинской" части федеральной элиты успеют объединиться против "чекистов", Путину придется дать задний ход. Все издержки могут быть свалены на действующего генпрокурора. Иуд предают, палачей казнят.

Иван Горяев, 02.11.2001