Налог на убыль
22 июня Дума ввела единую ставку налога на прибыль - 24 процента вместо 35. Отменена инвестиционная льгота, позволявшая предприятиям избегать обложения половины прибыли, инвестированной в реальный сектор либо направляемой на погашение кредитов. Утвержден порядок распределения налога на прибыль между центром (8 процентов) и регионами (16). При этом регионы не вправе снижать ставку этого налога более чем на 4 процента. Установлена пониженная ставка налога на дивиденды: с российских предприятий она будет взиматься в размере 6 процентов против прежних 15. Суммарно, по оценкам правительственных экспертов, налоги эти не будут превышать психологического барьера в 30 процентов.
Понятно, что "инвестльгота" была одним из основных (до 120 миллиардов рублей в год) каналов увода прибыли от налогообложения. Потому даже замминистра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович оценивает реальную ("собираемую") ставку налога на прибыль на уровне никак не выше 20 процентов.
24-20=4. Четыре процента приварка - это порядка 80 миллиардов рублей ($2,7 млрд), которые правительство хочет "вернуть в бюджет-2002". Похвальное желание. Однако, простите, что есть бюджет? На обслуживание и погашение внешнего долга в следующем году надо 446 миллиардов рублей. При этом подготавливаемый Белым домом законопроект предусматривает лишь 231 миллиард процентных расходов. (То есть, типа, зацените фишку там у себя в Парижском клубе: долг мы обслуживаем, а вот гасить в натуре неудобняк.) Если же по долгам все-таки придется платить, в 2002-м уже не будет никакого бюджетного профицита (а он запланирован в объеме 129 миллиардов). Зазияет дефицит в 86 миллиардов, и он-то как раз и будет примерно равен чаемым поступлениям от нового налога на прибыль.
Еще одна "потемкинская деревня" федерального бюджета - искусственное занижение инфляции и создание тайных "заначек" в форме "допдоходов". В бюджетах 2001-2002 годов инфляция спрогнозирована на уровне 12 процентов. Реальные значения окажутся как минимум в полтора-два раза выше. Зато президенту опять, как в 2000-м, будет предъявлена фантастическая налоговая собираемость.
Что уж говорить о базовых параметрах проекта бюджета-2002 - доходах и расходах, которые хитроумное правительство спрогнозировало исходя из разных (оптимистического и пессимистического) прогнозов цен нефтяной конъюнктуры? И как описать чувства, поднимающиеся в груди германских кредиторов, когда они взирают на все эти азиатские хитрости? Лицемерно-либеральное правительство разодрано внутренним соперничеством. Оно неспособно договориться о реструктуризации внешнего долга. На следующий год оно подготовило химерный, набитый шулерскими фокусами бюджетный проект. Однако в глубине души не разделяет собственного оптимизма, излучаемого вовне. К тому же такие задачи, как частичная деприватизация экспортных отраслей, централизация экспорта или по крайней мере улучшение налогового менеджмента в крупнейших компаниях, правительство считает для себя низкой прозой.
Кремль не может либо не хочет отнять у намертво сросшейся с правительством верхушки бизнес-сообщества право присваивать природно-ресурсную и транспортно-коммуникационную ренты. А потому Белый дом, чтобы подстраховаться от грядущих в 2003-2004 годах неурядиц, механически изымает оборотные средства из замедляющей свой рост экономики. Разумеется, в дальнейшем олигархические группы все равно "отобьют" утраченное. Взвинтят цены и тарифы, запустят новый виток инфляции. Но это потом, а сейчас Михаил Касьянов и Герман Греф хотят преподнести своему президенту очередное чудо, которого он так ждет.
Статьи по теме
Налог на убыль
Лицемерно-либеральное правительство разодрано внутренним соперничеством. Оно неспособно договориться о реструктуризации внешнего долга. На следующий год оно подготовило химерный, набитый шулерскими фокусами бюджетный проект. Однако в глубине души не разделяет собственного оптимизма, излучаемого вовне.