Волошина в банку не упрячешь
Андрей Громыко, "мистер Нет", правил Министерством иностранных дел СССР с 1957 по 1985 год. Еще пять лет - Эдуард Шеварднадзе, "мистер Да". Мелькнул позабытый Александр Бессмертных - и снова надолго воцарился "дорогой Андрей" Козырев. После них в сталинской высотке отметился маститый Евгений Примаков. Разные министры, а сидели подолгу и прочно. Кадровый дипломат Игорь Иванов не обещал быть исключением.
Однако с утверждением у власти новой, путинской команды что-то неуловимо изменилось. Сначала в МИД стали ссылать. Ссыльным стал экс-глава СВР Вячеслав Трубников. Затем - экс-министр топлива и энергетики Виктор Калюжный. Потом - два или три чиновника рангом пониже.
Дальше - больше. Привычный тандем Игоря Иванова и замруководителя администрации Сергея Приходько, формировавших международный график главы государства и готовивших для него сценарии переговоров, распался. Ключевые решения в области внешней политики стали формироваться в аппарате Совета безопасности и в аналитических подразделениях Службы внешней разведки.
Наконец, в апреле этого года всевозможные слухмейкеры "выкатили" сразу шесть или семь фамилий кандидатов на пост министра, который как ни в чем не бывало продолжает представлять Москву на переговорах с иноземцами и даже готовит встречу Владимира Путина с Джорджем Бушем, надеясь свести президентов до июльского саммита "большой восьмерки" в Генуе.
Между тем роль Иванова в диалоге Москвы и Вашингтона на самом деле чисто техническая. Президенты когда нужно сносятся друг с другом по телефону. Выработанные позиции просто доводятся Путиным до министра - и все. Да и ключевой для российской политики в СНГ визит в Москву узбекистанского президента Ислама Каримова по большей части готовился готовился в обход МИДа.
По сведениям Граней.Ру, кандидатуры преемников Игоря Иванова действительно весьма живо обсуждаются в ближайшем окружении президента Путина, и это уже ставит в весьма сложное положение руководителей иностранных диппредставительств в Москве.
Последним аккордом, утверждает осведомленный собеседник "Граней" в президентской администрации, стало предложение кресла главы МИДа Александру Волошину, которого "новая команда" твердо намерена "хорошо трудоустроить". В числе аргументов, будто бы предъявленных главе администрации, фигурировали и значимость ведомства, и особый опыт Волошина, весьма успешно обеспечивавшего из-за кулис деятельность президента на международной арене, и политический авторитет кандидата в кругах российской административной элиты и бизнеса, сразу отводящий возможные упреки дипломатов, что им-де "прислали легковеса" и пр. По словам источника, "Стальевичу" было также предложено согласиться на перевод его заместителя "по политике" Владислава Суркова либо на пост первого замсекретаря Совбеза РФ, курирующего вопросы международной безопасности, либо на должность первого замминистра иностранных дел.
Говорят, Волошин решительно отказался.
Был такой советский партийно-государственный деятель - Николай Булганин. При Сталине - первый зампред Совмина, потом, при Хрущеве, военный министр и даже премьер. А потом, попав в опалу, пониженный в звании до генерал-полковника маршал Советского Союза Булганин возглавил правление Госбанка СССР. Его умение прилаживаться к изгибам собственной карьеры стало пищей для анекдотов: "Вы слышали, продаются новые консервы "Булганин в банке"?" Волошин не Булганин. Ему в банке тесно. Даже если это МИД.
Кандидаты на пост министра иностранных дел РФ - Грани.Ру, 04.05.2001
МИД разводят - "Московские новости", 17.04.2001