статья Когда Минфины будут большими

Иван Горяев, 16.04.2001
Съемки НТВ

Съемки НТВ

Весь день была запружена Ильинка. Весь день финансовая элита страны, икая, в испарине, отходила от Светлого Христова Воскресения прямо на расширенной коллегии Минфина. Разговлялась инфляцией, непроцентными расходами и вывозом капитала. Вот вам и светлая Пасха: в речи президента Путина на коллеги вдруг услышался план реорганизации правительства, которой так все боялись. Смутные подозрения и слухи, бродившие в головах федеральных министров и коридорах канцелярий, вдруг обрели драматическую весомость. У собравшихся засосало под ложечкой.

Стало ясно, что никаких "сдержек-противовесов" в денежных властях отныне не будет. Что Минфину вменено решать все, а прочие ведомства, в том числе и вольнолюбивый ЦБ, обязаны его слушаться беспрекословно. Что от Ильинки (но отнюдь не от фискального ведомства) ждут новых законотворческих инициатив, прежде всего в налоговой сфере. Что будет создана единая система управления госдолгом.

Михаил Касьянов бестрепетно взирал на торжество своего вечного аппаратного соперника - вице-премьера Кудрина, которому вручалась почти премьерская власть. О чем думал премьер в лучах софитов, обратив к телекамерам улыбчивое лицо центрфорварда? О том, как скоро проходит земная слава? О том, что непроцентные расходы следовало бы увеличить на два процента? О том, что руководить Долговым агентством РФ тоже неплохо? Бог весть. А президент все говорил и говорил.

Ему внимали, ловя каждое слово, собравшиеся в зале - осанистые, полные волнения, упакованные в Gucci и Brioni. От его слов зависели их статус, чины, счета. Его не слышала печальная страна, где слова перпендикулярны делам, бюджет перпендикулярен врачам и учителям, деньги - населению, налоги - реальной экономике, а инфляция - росту собираемости налогов.

Состоявшаяся 16 апреля расширенная коллегия Министерства финансов РФ ознаменовалась беспрецедентно важным выступлением президента Владимира Путина. Вот несколько выводов, сделанных экспертами Граней.Ру из числа присутствовавших на коллегии.

Первый. Несомненно, речь главы государства выглядела как манифестация в поддержку укрепления влияния вице-премьера и главы Минфина Алексея Кудрина в реорганизуемом правительстве. Путин вторично поддержал его идею двухъярусного бюджета, где первая часть верстается исходя из пессимистической оценки экспортных поступлений, а вторая - из допдоходов. Глава государства подчеркнул также значимость законотворческих инициатив Минфина, прежде всего насчет реформ налоговой сферы. О подобных инициативах Министерства РФ по налогам и сборам не было сказано ни слова. Это оценивается экспертами "Граней" как подтверждение правительственных планов поглощения МНС Минфином в русле майской реорганизации Белого дома, на чем настаивал Кудрин.

Второй. Президент назвал Минфин "ключевым ведомством, осуществляющим единство финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики государства". Иными словами, дал понять, что на Минфин будет возложена координация деятельности денежных властей, доходных и расходных ведомств, том числе системы Банка России, ГТК и ФСНП. Некоторые нюансы путинской речи могут быть истолкованы в том смысле, что президент ждет от Минфина законодательных инициатив, закрепляющих первенствующее положение Ильинки в финансовой области. Минфин времен Кудрина может уподобиться советскому Минфину времен Гарбузова, когда это ведомство занималось даже пенсионным обеспечением.

Третий. Особое внимание в своей речи президент уделил росту инфляции. По его оценке, либерализация таможенной сферы позволила увеличить доходную часть бюджета на 30 процентов; собираемость подоходного налога в первом квартале выросла на 70 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. И при всем том, сердится Владимир Путин, инфляция вдвое превысила запланированный уровень; она даже грозит обнулить вышеперечисленные достижения.

Эти пассажи, по мнению экспертов Граней.Ру, свидетельствуют о превратном понимании президентом природы инфляции. На самом деле инфляция продуцируется своего рода "порочными экономическими кругами", в центре которых стоят влиятельные заинтересованные группы в кругах крупного бизнеса и госаппарата. В самом упрощенном виде один из этих "порочных кругов" выглядит так. ЦБ, заботясь о стабильности рубля и увеличении собственных резервов, заставляет экспортеров продавать 75 процентов валютной выручки. "Пустые рубли" образуют "инфляционный навес" над экономикой в виде остатков на корсчетах в комбанках. На эти деньги в стране с фиктивным ростом ВВП нечего купить; более того, их некуда инвестировать. Поэтому экспортеры конвертируют эти деньги обратно в доллары и с помощью разнообразных "серых" и "черных" схем вывозят за границу. При этом, покупая у банков валюту, экспортеры создают дополнительное давление на рубль. Тем самым они толкают Неглинную на валютные интервенции и, соответственно, на увеличение резервов. Круг замыкается. Ради уточнения картины следует отметить, что участники "порочного круга" лично неплохо знают друг друга и, как правило, охотно сговариваются о координации действий к взаимной выгоде.

Подобные "порочные круги" работают и в сфере налогообложения, проявляют себя в межбюджетных отношениях (например, при проведении трансфертов Минфина на финансирование жилищно-коммунального хозяйства), в деятельности социальных внебюджетных фондов и пр.

В речи президента нет ни тени попытки анализа этих финансовых деструкций, раз за разом разрушающих бюджетную сбалансированность.

Четвертый. Выходом из ситуации Путину видится ужесточение полицейского контроля за вывозом капитала. Кудрин заявил, что не позднее лета планируется создание финансовой разведки при Минфине. То есть с инфляцией будут бороться, перекрывая каналы вывоза капитала, подчеркивают эксперты Граней.Ру. Это, по их мнению, с экономической точки зрения похоже на борьбу с мельницами, а с прикладной - на обдуманное создание новой "кормовой площадки" для стремящейся во власть генерации "питерских выдвиженцев".

Если бы мельницы "откатывали" Дон Кихоту за то, что он обходит их стороной, хитроумный идальго сделался бы первейшим олигархом Испании.

Иван Горяев, 16.04.2001