За перестановками стоят деньги
Представляя нового министра обороны Сергея Иванова, президент напирал на то, что военное ведомство отныне будет возглавлять штатское лицо. Это легкое лукавство: не может быть генерал-лейтенант гражданским человеком. Как не может быть и разведчик (по выражению Владимира Путина) бывшим. А новый министр обороны, между прочим, двадцать лет проработал во внешней разведке. И все-таки именно его, "рыцаря плаща и кинжала", бросают на армию.
Президент подчеркнул: выбор пал на Иванова, поскольку он в Совбезе возглавлял работу над всеми документами по реформированию военной системы государства. И в этом, возможно, кроется ключ к пониманию кадровых решений в силовой сфере. Должность министра обороны дана Иванову, первейшему сподвижнику Путина, "на вырост". В конечном счете, согласно тем же проектам военной реформы, постепенно все отечественные "штыки" (в различных ведомствах РФ сегодня под ружьем, помимо Вооруженных сил, около миллиона человек) будут сосредоточены в одних руках - Генерального штаба ВС РФ. Но это не значит, что с уходом маршала Сергеева усиливаются позиции начальника ГШ Анатолия Квашнина. Они просто стабилизируются. Во всяком случае, у честолюбивого начштаба вряд ли сохранится склонность к внутриведомственной интриге. Отныне его номер второй.
Минобороны безусловно будет подвергнуто кадровой чистке. Чего стоит приход в военное ведомство Любови Куделиной. Она вот уже несколько лет курировала в Минфине бюджеты силовых ведомств. Репутация у Любови Кондратьевны среди военных финансистов была, мягко говоря, неважная. Ее неустанное стремление удержать военные расходы в пределах, установленных Минфином, на Арбатской площади вопринималось как антиармейская политика, удушение национальной обороны. И вот постоянный оппонент военных финансистов становится их прямым начальником. Мне довелось обстоятельно побеседовать с г-жой Куделиной накануне обсуждения в Госдуме проекта федерального бюджета на 2001 год. Позиция у нее была твердая: военные не умеют распоряжаться большими деньгами, отпущенными им государством, их надо держать под постоянным строгим контролем. Если решительность г-жи Куделиной не претерпит изменений под прессом интересов ее нового ведомства, то при обсуждении военного бюджета на следующий год Минобороны запросит как минимум в два раза меньше денег, чем год назад. Трудно себе представить, что историческое противостояние Минфина и Минобороны с назначением Куделиной завершится. Скорее всего ее миссия будет заключаться в том, чтобы перераспределить финансовые потоки армии, взять под единый президентский контроль деньги оборонного бюджета (а это без малого пятая часть всей казны).
С финансово-экономическим оттенком и другое назначение: генерал-лейтенант Алексей Московский стал заместителем министра обороны. Это известный специалист в области "оборонки" и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, негласный куратор "Росвооружения" (ныне "Рособоронэкспорт"). В Совбез он попал с должности первого заместителя начальника вооружений Вооруженных сил РФ. У него сложились непростые отношения с тогдашним главным вооруженцем армии Анатолием Ситновым. У них были разные симпатии в деловых кругах. В частности, г-н Московский с уважением относился и относится к деловым интересам Владимира Потанина ("Интеррос"). В любом случае возвращение Московского в Минобороны обернется крупными переменами в гособоронзаказе. Определенные коррективы будут и в системе торговли оружием. Ясно, что Московский, равно как и Куделина, сделает максимально прозрачной для президента одну из самый денежных сфер империи силовиков.
Несколько слов о других кадровых назначениях в военном ведомстве. Заместителем министра - статс-секретарем Минобороны будет генерал-полковник Игорь Пузанов, бывший командущий Московским военным округом. Генерала всегда выделял Борис Ельцин, он входил в номенклатуру Семьи. И одно время рассматривался как реальный кандидат в министры обороны. В последнее время ему вроде бы "светило" командование Сухопутными войсками. Но в результате без малого трехчасовой беседы с Путиным, состоявшейся еще в декабре 2000 года, генерал оказался куратором законодательного обеспечения военной реформы.
Сухопутными войсками будет отныне командовать бывший командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник Николай Кормильцев. Его назначение - последний позор маршала Сергеева. Двумя неделями раньше министр обороны Игорь Сергеев объявил Кормильцеву выговор ни много ни мало за самоволку. Сергеева взбесило появление генерала в Москве, в то время как он, маршал, Кормильцева не вызывал. Между тем выговор пришлось втихую отменить. Генерала вызывал Кремль. Просто Сергеева к тому времени, что называется, уже в упор не видели. И все назначения готовились через голову престарелого министра. Его падение попытались смягчить должностью помощника президента, но всем понятно - "дед" дрейфует в сторону садово-огородного участка. Кормильцев - креатура Квашнина, как и другой назначенец, генерал-полковник Анатолий Перминов, вставший во главе Космических войск (принципиально нового рода Вооруженных сил). Перминов был начальником Главного штаба РВСН и по всем показаниям должен был противостоять "противоракетному" генералу Квашнину. Однако он сумел сохранить доверительные отношения с начальником Генштаба и в последнее время на всех совещаниях в ГШ представлял РВСН вместо главкома Яковлева, вдрызг разругавшегося с Квашниным.
Окончательная картина кадрового обновления армии будет ясна после того, как ветер перемен пронесется на уровне начальников управлений МО и командующих военными округами. Ясно одно: сергеевцам пришло время паковать чемоданы.
У политической физиономии нового министра обороны и его заместителей есть общее выражение. Иванов, Московский и Пузанов известны как стойкие оловянные солдатики в борьбе с расширением НАТО на Восток. С их приходом градус антиамериканизма в военном ведомстве безусловно поднимется (хотя, кажется, куда уж выше).
Президент и армия (досье Граней.Ру)
Деньги для армии (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
За перестановками стоят деньги
Миссия Любови Куделиной будет заключаться в том, чтобы перераспределить финансовые потоки армии, взять под единый президентский контроль деньги оборонного бюджета (а это без малого пятая часть всей казны)... Возвращение Московского в Минобороны обернется крупными переменами в гособоронзаказе. Определенные коррективы будут и в системе торговли оружием. Ясно, что Московский, равно как и Куделина, сделает максимально прозрачной для президента одну из самый денежных сфер империи силовиков.