Совбез облез
Мартовская кадровая революция, о которой предупреждали Грани.Ру, похоже, началась. Очевидно, президент Путин очень рассчитывал на эффект внезапности. По сведениям Граней.Ру, на традиционном совещании с руководством силовых ведомств в понедельник, 26 марта, глава государства чрезвычайно жестко критиковал министра внутренних дел и директора ФСБ, но ни о каких кадровых перестановках, кроме Минобороны, речь не шла. Расчет оправдался: состояние политэлиты трудно оценить иначе как шок.
Несомненно, главным сюрпризом оказалась отставка Владимира Рушайло с поста главы МВД РФ. Это решение, по мнению наблюдателей, усилиями "старой команды" в окружении Путина тормозилось по крайней мере три-четыре последних месяца. Внешним мотивом для "решительного разговора" ВВП с Рушайло вечером во вторник, 27 марта, и утром в среду, 28-го, действительно стал очередной всплеск терроризма на Северном Кавказе.
Новым хозяином здания на Житной утвержден лидер думской фракции "Единство" Борис Грызлов. Трудно отделаться от ощущения, что Грызлов взыскан из Охотного ряда как суперлояльная, но совершенно несамостоятельная фигура - надежный ретранслятор воли Кремля. Как полагают думские источники Граней.Ру, возвышение парламентария - плата за филигранное следование указаниям ближайшего окружения президента в ходе правительственного кризиса 5-14 марта. То, что на пост первого замминистра - статс-секретаря МВД назначен старый аппаратный конкурент Рушайло, замсекретаря Совбеза РФ Владимир Васильев, демонстрирует готовность путинского окружения так или иначе демонтировать "губоповскую группировку", доминирующую в высшем генералитете Житной.
Совбез РФ, возглавленный Рушайло, по всей видимости, утратит функции аналитического штаба главы государства. По мнению высокопоставленного сотрудника аппарата СБ РФ, спешно покидающего свое место работы, "это опять будет министерство по делам Чечни, и все шишки посыплются на Владимира Борисовича".
Переход отставленного главы ФСНП Вячеслава Солтаганова на пост замсекретаря Совбеза, покинутый Михаилом Фрадковым, упомянутый источник расценил как "отравленный подарок новому начальнику". ФСНП и МВД при Солтаганове и Рушайло жестко конкурировали за контроль над операциями по вывозу капитала и даже вели друг с другом информационные войны.
Совершенно очевидно также, что важные перемены произойдут и в Минобороны, которое возглавил экс-секретарь Совбеза Сергей Иванов. Так, назначение Любови Куделиной на позицию замминистра обороны фактически урезает полномочия могущественного начальника строительства и расквартирования войск - замминистра обороны Александра Косована, тесно связанного с бизнес-окружением ельцинского семейства. Именно Косована называли главным теневым лоббистом сохранения Игоря Сергеева в кресле главы Минобороны. Как водится, с уходом министра меняется руководство сухопутных войск, столичного военного округа и крайне привлекательного "блока вооружений" МО РФ, который возглавит соратник Иванова по Совбезу Алексей Московский.
В русле укрепления позиций "питерской команды" лежат и кадровые перестановки в ФСНП. Новый директор Михаил Фрадков - великолепный профессионал, с единственным, на взгляд "новых людей", изъяном - тесными связями с рядом олигархических группировок. Кроме того, руководство ФСНП в последнее время раздиралось межклановой усобицей "людей Солтаганова" и "людей Авдийского". Потому неудивительно, что "в пакете" с Фрадковым заместителем директора Службы назначен и "смотрящий" - выходец из "питерского чекистского сообщества" Сергей Веревкин-Рахальский, ранее работавший заместителем главы МНС.
Резюмируя сказанное, следует отметить поспешность кадровых решений, явно формулировавшихся победителями второпях, "на коленке", будто в проломе взятой крепости, которую они перед тем долго осаждали.
Исторические предшественники Бориса Грызлова - справка Граней.Ру
Статьи по теме
Совбез облез
Очевидно, президент Путин очень рассчитывал на эффект внезапности. По сведениям Граней.Ру, на традиционном совещании с главами силовых ведомств в понедельник, 26 марта, Путин чрезвычайно жестко критиковал глав МВД и ФСБ, но ни о каких кадровых перестановках, кроме Минобороны, речь не шла. Расчет оправдался: состояние политэлиты трудно оценить иначе как шок.