статья Оглянешься - а вокруг враги

Иван Горяев, 10.01.2001

Cудьба Цезаря не усыпана розами. Президент Путин, несомненно, будет угнетать потенциальную оппозицию, кто бы ни пытался ее сформировать: олигархи, ельцинская Семья, региональные лидеры или все вместе.

Так, очевидно, что президентское окружение будет продвигать - с разным успехом - все свои политические проекты, анонсированные ранее. На каждую фракцию оппозиционного сообщества будет загодя заготовлена эксклюзивная дубина. В этом смысл кремлевского законотворчества: не дать Цезарю, фигурально говоря, вот так запросто погибнуть от рук Брута и Каски прямо на заседании сената.

Лучше пойдет, вероятно, "укрепление судебной вертикали". Характерно, что острием своим судебные реформы направлены против оппозиционных "регионалов" и пока не до конца подконтрольной путинскому окружению Генпрокуратуры.

Примерно таковы же шансы пройти Думу в первом квартале года у нового законодательства о политических партиях. Это неплохой задел к парламентским выборам 2003-го.

Зато гораздо туманнее перспективы новой Конституции, проект которой уже подготовлен под эгидой президентской администрации. К ее противникам наблюдатели относят "сурковско-волошинское" ядро президентской администрации и большинство региональных лидеров. Референдум по проекту новой Конституции, как поговаривают, тоже запланирован на март-апрель.

Администрация

Рассказывают, что накануне Нового года Путин в ходе встречи с одним иностранным гостем произнес фразу, поразившую собеседника до глубины души: "Восемьдесят процентов руководства моей администрации - это мои враги". Воистину, надо родиться иностранцем, чтобы этому удивляться. В России вынужденное сожительство с теми, кто тебя "сделал" и обвешал обязательствами, - дело обычное. Вопрос в том, насколько это затянется. У Брежнева ушло года три, чтобы избавиться от "комсомольской группы" в политбюро и ее креатур.

Между тем конкуренция за пост руководителя администрации уже пошла на спад. Из списка кандидатов выпал "главный по регионам" Александр Абрамов, зато в нем надежно удерживаются такие разные деятели, как глава ФСБ Патрушев, первый замруководителя кремлевского штаба Медведев и, с несколько меньшими шансами, еще один зам - Владислав Сурков.

Тем не менее понятно, что договориться с "группой Волошина-Суркова" о полюбовном разделе полномочий в Кремле, а равно о размере и характере "выходных пособий" "питерцам" так и не удалось. "Людям Путина" трудно наступать на нескольких фронтах сразу; это показали уже первые месяцы президентства ВВП. Главное - пресекать явные и неявные антипрезидентские интриги. Значит, нужно наполнить личные аппараты основных игроков - "ставленников Семьи" - своими соглядатаями. Это, как считается, в общем и целом сделано - при живейшем участии замруководителя администрации Виктора Иванова. Потому Путин может быть более или менее уверен, что не будет в критический момент подставлен собственной администрацией.

Возникает неустойчивый баланс конкурирующих группировок в Кремле; это выглядит как тактический успех ельцинских назначенцев.

Правительство

Оно как раз и станет одним из главных театров военных действий. Налицо, по слухам, два проекта реконструкции правительства. Два - при том, что оба почти одинаковы по содержанию. Речь идет об обещанном резком сокращении числа вице-премьеров и, наоборот, усилении роль федеральных ведомств, также обреченных уменьшиться в количестве.

"Проект Кудрина-Грефа" предполагает, что Алексей Кудрин останется единственным, в статусе "первого", заместителем председателя правительства. Кудрин будет "наступать на пятки" премьеру. При этом наличие Михаила Касьянова в премьерском кресле станет козырем в затянувшемся торге Путина и его окружения с ельцинской Семьей. Кроме того, "либералы" хотят слить ряд ключевых экономических ведомств (ГТК с МНС, ФСНП с ГУБЭП МВД, Минпромнауки, Минэнерго и Минатом РФ с Минэкономразвития). Возникнет корпус своего рода "старших министров", числом 7-9, статусно приравненных к нынешним вице-премьерам. Среди них, как поговаривают, будут выделяться Сергей Игнатьев - вероятный будущий министр финансов (ему, помимо всего прочего, будет поручено координировать деятельность фискального блока) и Герман Греф, глава гигантского суперведомства (Минэкономразвития плюс промышленные ведомства, что перейдут в структуру МЭРТ на правах департаментов).

Со своей стороны, премьер Касьянов, похоже, надеется вывернуть описанную схему "укрупнения ведомств и сокращения вице-премьеров" в свою пользу. Для него это шанс сохранить в креслах глав укрупненных ведомств ставленников близких ему аппаратных и олигархических кланов. При этом, насколько о том позволяют судить утечки из все более герметичного правительственного аппарата, Касьянов настаивает, чтобы "большие ведомства" имели своего рода конфедеративный характер; чтобы некоторые их структурные подразделения - бывшие самостоятельные ведомства - были также соподчинены главе кабинета.

Совет Федерации

Пока неявная борьба за позиции в верхней палате к марту вырвется на поверхность, станет одной из политических доминант. Уже теперь очевиден "отрыв олигархов", опередивших Кремль в вербовке губернаторов. По некоторым неофициальным оценкам, уже сейчас таким структурам, как НК "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС", ОАО "Русский алюминий", холдинг "Интеррос", удалось "выдвинуть" в СФ до 25 только представителей региональной исполнительной власти. Плюс порядка 30-35 человек, продавливаемых складывающимся тактическим альянсом Лужкова, Строева и Зюганова.

Как считают наблюдатели, путинское окружение пребывает в растерянности, не имея рычагов, чтобы повлиять на процесс экспансии олигархов в регионах. Но это уже не пойдет ни в какое сравнение с двухлетней давности сенатской оппозицией "по теме Скуратова".

Иван Горяев, 10.01.2001