статья Касьянов реорганизует на сто и два процента

Иван Горяев, 10.01.2001

Не так уж просчитались наблюдатели. В начале предыдущего месяца коридоры пятого этажа Белого дома наполнились слухами о крайне неблагоприятной для Касьянова беседе с президентом, состоявшейся 28 октября. Тогда Путин пожелал, чтобы Касьянов задумался не над реконструкцией правительства, но над собственной отставкой не позднее февраля-марта. Глава государства хотел знать, как премьер намерен "обставить свой уход" - какими неформальными условиями и приличествующими случаю PR-акциями.

С тех пор протекло мало времени, но произошло множество событий. Неполные два месяца ознаменовались ожесточенной борьбой кланов за контроль над силовыми структурами и "командными высотами" в ключевых правительственных ведомствах. Реформа МВД. Преобразование системы военно-технического сотрудничества. Громкие обыски в офисах ряда петербургских банков, организованные МВД и Генпрокуратурой и остановленные путинским полпредом в СЗФО Виктором Черкесовым. Новые публичные раунды позиционных битв вокруг реструктуризации МПС и РАО "ЕЭС России". Напротив, незримые для непосвященных аппаратные сражения в Минфине, Минимуществе, ГТК, МНС и ФСНП, Минэнерго и пр. И вовсе уж бесшумные баталии вокруг поста министра обороны и, главное, распределения в пользу Минобороны огромного куска допдоходов бюджета. Провал переговоров с МВФ, кризис в отношениях с Парижским клубом. И, наконец, падение цен на российскую нефть и замаячившая угроза секвестра бюджета 2001 года.

Результат - промежуточная, техническая ничья.

Приличный результат для ельцинской Семьи и так или иначе примыкающих к ней аппаратных и олигархических группировок. Но крайне обидный для Путина и его окружения, которые очень хотят ощутить себя свободными от "пакетных соглашений" 31 декабря 1999 года. Видимо, именно эти соглашения налагают табу на попытки нынешнего хозяина Кремля проставить своих людей на самые важные посты в Минобороны, МВД, Генпрокуратуре и экономических ведомствах. Они же, декабрьские соглашения, предписывают сохранять сложившуюся расстановку сил в руководстве кабинета и администрации.

Семья, несомненно, располагает рычагами воздействия на Путина. Но, похоже, их действенность постепенно слабеет. При этом фронтально воевать с Преемником с применением крупнокалиберной артиллерии компромата и откровенно оппозиционных интриг Семья тоже явно не хочет. Иначе трудно объяснить декабрьскую суперактивность "друга первого президента России" Валентина Юмашева, чья последняя госдолжность называлась "советник руководителя администрации президента РФ" и чье полуофициальное присутствие в кабинете в 14-м корпусе Кремля было прекращено устным распоряжением президента еще 8 октября. По сведениям высокопоставленного собеседника Граней.Ру в администрации, начиная с 6 декабря Юмашев имел несколько конфиденциальных встреч с ВВП. В отсутствие главы государства (13-20 декабря) переговоры с "посланцем Семьи" будто бы вел первый замруководителя администрации Дмитрий Медведев; дважды к переговорам подключалось и другое доверенное лицо президента - секретарь Совбеза Сергей Иванов. Как утверждает кремлевский аппаратчик, речь шла не о продлении в той или иной форме "пакетных соглашений" декабря 99-го - скорее, о новом, временном варианте компромисса двух достаточно разношерстных кланов. По словам нашего источника, если отсечь нюансы, один из обсуждавшихся вариантов сводился к тому, чтобы Семья закрыла глаза на продвижение путинских креатур в некоторые силовые ведомства (например, МВД и ФСНП), а Путин, со своей стороны, на время оставил мысли о создании "однородного кудринско-грефовского кабинета" с привлечением на посты новых министров из "питерского" и "либерального" призывов.

Как выразился конфидент Граней.Ру, "Миша Два Процента готов принять на себя ответственность за грядущий экономический кризис. Взамен он не прочь "разгрузить" вице-премьеров от тех полномочий, что были ими отобраны у "семейных" министров". "Разгружать" Касьянов намерен прежде всего Алексея Кудрина и Виктора Христенко. Первого - от хлопот, связанных с деятельностью фискальных ведомств, второго - от вопросов управления энергетикой, ее инфраструктурой, вопросов тарифного регулирования и деятельности естественных монополий. В этом, возможно, и состоит подлинный смысл "предложений по реорганизации правительства", которые вызревают в окружении премьера.

С другой стороны, в пользу этой версии свидетельствует, например, очень важной назначение начальника ГУБЭП МВД РФ Валерия Гурьева на пост начальника Комитета федеральной криминальной милиции (КФКМ), состоявшееся 22 декабря. Как известно, начиная с октября министр Владимир Рушайло вел форменную осаду президента, пытаясь добиться включения в планируемый КФКМ мощные и высокопрофессиональные структуры ГУБЭП - средоточие огромных массивов компромата и широкой агентурной сети в среде федеральной и региональной элиты. Соединить под одной крышей, в компактном ведомстве, подальше от глаз коллегии МВД и "чекистов" из путинского окружения, ценнейшую агентуру и досье "экономпреступности" и мощь ЦРУБОП - это было заветной мечтой министра. Однако Путин ответил по-ельцински - "загогулиной": он оставил ГУБЭП в системе МВД, зато на КФКМ назначил как раз выходца из ГУБЭП, чуждого "губоповскому клану" Рушайло.

Собеседник Граней.Ру не смог поручиться, что подобная же "загогулина" не уготована также и Михаилу Касьянову.

Как уже отмечалось, чтобы всерьез поверить в искренность президентов, надо из взрослого превратиться в ребенка. Как Том Хэнкс в культовой голливудской комедии "Большой".

Иван Горяев, 10.01.2001