новость Эксперты: Убийство Таля связано с делами о банкротстве

29.04.2004
Георгия Таль. Фото с сайта NEWSru.com

Георгия Таль. Фото с сайта NEWSru.com

В милиции убеждены в заказном характере убийства бывшего главы ФСФО Георгия Таля, которое произошло в среду,сообщает "Газета". По мнению экспертов, покушение, скорее всего, не связано с последней работой Георгия Таля, который с 2003 года был руководителем Центра комплексных проблем антикризисного управления.

Так президент РСПП Аркадий Вольский считает, что убийство связано с теми временами, когда Таль возглавлял ФСФО, сообщает "Коммерсант". "Кто хотел бы отомстить Георгию Талю, я пока сказать не могу, но думаю, что через пару дней буду знать. В РСПП мы соберемся и обсудим ситуацию в четверг,– сказал Аркадий Вольский.– Георгий Таль не из тех людей, кто ворует и берет взятки. Это какая-то месть".

С Вольским согласен и глава консалтинговой компании "Карпов и партнеры" Петр Карпов (он был первым заместителем Таля в ФСФО). Он уверен, что покушение на Таля так или иначе связано с банкротством предприятий. "Сам господин Таль был очень спокойным человеком и нарываться на пулю никогда бы не стал. Но я уверен, что версия, связанная с банкротным бизнесом,– это единственное вразумительное объяснение вчерашней стрельбы", - сказал Карпов.

В связи с этой версией наблюдfтели вспомнили один громкий скандал, с которым был связан Таль. Это нашумевшее дело вокруг Орско-Халиловского металлургического комбината НОСТА, пишет "Время новостей". Комбинатом этим управляли компании "Стилтекс" и "Альфа-Эко М" (дочерняя структура "Альфа-Групп"). НОСТА имел задолженности перед "Стилтексом", а тот, в свою очередь, перед "дочкой" "Альфы". В 2001-2002 годах бизнес разделили. Пакет акций комбината достался "Альфа-Эко М", а "Стилтексу" взамен перешла компания "Прокопьевскуголь". Но потом "Стилтекс" попытался вернуть контроль над НОСТА и договорился с "Альфа-Эко М" о совместном управлении, начав процедуру банкротства предприятия. Однако, как сообщал "Стилтекс" в своей претензии в комиссию по этике, "Альфа" передала управленческий контроль над комбинатом РУСАЛу, оставив бывшего партнера ни с чем.

Дело это вел именно Таль, а главным арбитром в конфликте выступал Михаил Ходорковский, который не нашел доказательств передачи контроля за взятку, но оставил за арбитражем право вернуть дело на рассмотрение, если улики все же найдутся. Более того, и "Стилтексу", и "Альфа-Эко М" вынесли порицание за нарушение корпоративной этики и морали - за неэтичное проведение процедуры банкротства предприятия.

В 2003 году Таль при поддержке 14 членов правления РСПП возглавил некоммерческое партнерство "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих" (МСОПАУ), которое стало как бы продолжением Объединенной комиссии по корпоративной этике при РСПП. Оппоненты прямо назвали эту структуру третейским судом для олигархов и их должников. Но если посмотреть на послужной список организации, то оказывается, что она защищала интересы в основном РАО "ЕЭС", отмечает "Газета". Члены МСОПАУ объявляли, что именно они займутся банкротством многочисленных должников РАО "ЕЭС России" и его региональных "дочек", которые не собирались отдавать долги за электроэнергию даже после веерных отключений. В первую очередь это касалось предприятий ЖКХ в связи с недавним образованием ОАО "Российские коммунальные системы". Однако громких дел, связанных с деятельностью организации, так и не случилось: все, что удалось обанкротить в УРФО например, это лишь Еманжелинское управление водопровода и канализации. Другое направление, которым планировало заниматься МСО ПАУ, было банкротство сельхозпредприятий: интерес арбитражников к данной отрасли, как считалось, еще больше возрастет после того, как будет решен вопрос о появлении методики оценки земель сельхозназначения.

Кроме того, по сведениям "Коммерсанта", небольшой конфликт произошле на прошлой неделе, когда под эгидой МСОПАУ и ФСФО в Москве прошел семинар для специалистов по кризисному управлению. На семинаре выступил Георгий Таль. Он обрушился с критикой на бывших коллег по ФСФО, обвинив их во взяточничестве, и заявил, что после его ухода с поста руководителя ФСФО превратилась в "коммерческую лавочку".

Последним делом о банкростстве, которым занимался Таль и его коллеги по МСОПАУ, стало дело о банкротстве Волгоградского тракторного завода (ВГТЗ). Как заявил "Коммерсанту" внешний управляющий предприятия, член МСОПАУ Константин Гусев, внешнее управление на предприятии было введено в середине марта. "Но никаких конфликтов у меня с кредиторами ВГТЗ не было, и связывать покушение на господина Таля с нашим предприятием я считаю абсурдным",– заявил господин Гусев.

По оценкам Григория Томчина, ныне президента Ассоциации приватизируемых и частных предприятий, возглавляемая господином Талем МСОПАУ занимает незначительную долю рынка услуг по антикризисному управлению и не входит даже в ведущую десятку. Тем не менее известно, что, пользуясь поддержкой РСПП, Георгий Таль пытался не только занять свою нишу на этом рынке, но и создать структуру, которая бы контролировала деятельность всех саморегулируемых организаций.

Имя Таля связано с разработкой и принятием закона о банкротстве 1998 года, по сути создавшего условия для массовых заказных банкротств, пишет "Коммерсант". С 1998 года банкротная статистика арбитражных судов резко пошла в рост, достигая 100-150 тысяч дел в год. Томчин признает, что они вместе с Талем, возглавлявшим тогда ФСФО, "задумали текст нового закона о банкротстве". После его принятия территориальные управления ФСФО начали активно инициировать банкротства в регионах. После того как против Таля выступили руководители Минфина и Минэкономразвития, в феврале 2001 года он был смещен со своего поста. Томчин объясняет это так: "Отставка Таля связана с разногласиями в правительстве по подходу к процессу банкротства. Таль полагал, что государство должно руководить процессом и управляющий должен быть госчиновником. И только государство способно определить, какое предприятие банкрот, а какое - мнимый банкрот. В ведомстве Грефа, напротив, считают, что необходимо ужесточить контроль за процедурой банкротства и снять вопрос участия государства как стороны в этом процессе - принимать решение о банкротстве должен только суд".

После отставки Таля сп оста главы ФСФО в конце 2002 года начал действовать новый закон о банкротстве. По мнению Татьяны Трефиловой, сменившей Георгия Таля на посту руководителя ФСФО, новый закон позволил свести заказные банкротства к "единичным случаям". Юридический казус, однако, в том, что сейчас судебные процессы идут по трем законам о банкротстве, принятым соответственно в 1992, 1998 и 2002 годах.

Глава Российского союза независимых экспертов и антикризисных управляющих Виктор Голубев напомнил, что это не первое покушение на Таля – его вместе с супругой несколько лет назад избили металлическими дубинками. "Возможно, эти преступления связаны",– считает он.

29.04.2004


новость Новости по теме