Двойная потеря Банка России
Разговоры об чрезмерно обширных функциях Банка России ведутся не первый год. Сразу после августа 1998 года вспомнили про модель, принятую в ряде европейских стран, согласно которой главный банк страны уделяет основное внимание эмиссии, а надзором за банковской системой занимается другой орган (К слову: в процессе творческого обсуждения такого варианта и родилась идея о создании ныне доживающего последние месяцы АРКО.). Однако еще раньше заговорили о том, что у ЦБ можно забрать фондовый рынок: экспертам со стажем памятен строго профессиональный, но оттого вовсе не бескомпромиссный спор двух фондовых теоретиков – цэбэшника Андрея Козлова и первого руководителя ФКЦБ Дмитрия Васильева.
С заменой Васильева на Игоря Костикова острота противостояния, кажется, спала. И вот теперь про старый проект вспомнили, решив создать ФСФР. А теперь у новой службы и руководитель появился – теперь уже явно бывший первый заместитель председателя ЦБ Олег Вьюгин.
Таким образом, ведомство Сергея Игнатьева понесло двойную утрату, лишившись не только части функций, но и одного из первых зампредов. Впрочем, особых переживаний на сей счет в ЦБ быть не должно: хотя при Игоре Костикове у Неглинной и не возникало особо острых проблем с ФКЦБ (сравнимых с теми, что возникали при предшественнике Костикова Дмитрии Васильева), теперь банк будет работать с новой финансовой федеральной службой в полной гармонии. Определение "второй Центробанк", запущенное в обиход журналистами якобы с подачи неискушенного в центробанковских вопросах премьера Фрадкова, подчиненным г-на Игнатьева ухо явно не режет. "Он же второй, а значит, мы – первые", – сказал Граням.Ру один из высокопоставленных сотрудников Банка России.
Г-на Вьюгина, успевшего до назначения на пост первого заместителя председателя главного банка страны, поработать в компании "Тройка Диалог", широкая финансовая общественность знает как бывшего заместителя министра финансов России и оттого называет креатурой Алексея Кудрина (в том числе и из-за либеральности его финансово-экономических убеждений). А Кудрин сейчас явно в авторитете. К тому же президент с удивительным постоянством останавливается на кандидатах исполнительных и неконфликтных. В этом плане Вьюгин выгодно отличается от того же Костикова или Александра Шохина.
Напомним, что в ведение возглавляемой Олегом Вьюгиным Федеральной службы по финансовым рынкам попадают фактически все участники финансового рынка (кроме универсальных банков, страховых компаний и аудиторов): розничные банки, брокерские компании, депозитарии, биржи, фонды, а также управляющие компании и регистраторы.
ЦБ ощутимых для себя потерь, кажется, не понес (если только не считать вынужденного ухода Олега Вьюгина из и без того неукомплектованного совета директоров Банка России). Хотя последнее – не факт: первое лицо ФСФР, являющейся преемницей ФКЦБ, может и остаться в совете директоров ЦБ, но уже в своем новом качестве.
Справка
Олег Вьюгин
Олег Вьюгин, работавший до своего назначения главой ФСФР первым заместителем председателя Центрального Банка России, хорошо известен участникам фондового рынка как один из ключевых представителей российской стороны на переговорах с МВФ, Мировым Банком и другими международными финансовыми организациями.
В 1993 году Олег Вьюгин был приглашен на должность начальника департамента макроэкономической политики при Министерстве финансов.
Начиная с 1996 года занимал пост сначала заместителя министра, а потом первого заместителя министра финансов России. Имея шестилетний опыт работы в министерстве финансов, г-н Вьюгин и сегодня продолжает выступать как один из главных советников правительства и других организаций по вопросам экономической политики. В частности, является одним из разработчиков стратегии экономического развития России, подготовленной для правительства Центром стратегических разработок.
Занимая пост исполнительного вице-президента и главного экономиста "Тройки Диалог", Олег Вьюгин принимает участие в управлении и разработке стратегических программ компании.
Кандидат физико-математических наук.
Является автором более двадцати научных публикаций и книги "Торговые связи бывших советских республик".
Дословно
Игорь Юргенс
Претенденты на эту должность - очень достойные люди, но Вьюгин наиболее квалифицированный из них. Не вижу причин, по которым он мог бы отказаться от этого поста. Фрадков скажет "надо" - значит надо, это же государева служба.
"Газета", 24.03.2004
Гарегин Тосунян
Точно могу сказать только одно - главой ФСФР не будет Костиков. Все, что он мог сделать на посту главы ФКЦБ, он сделал, этого достаточно. Мне кажется, что чаша весов склонится в пользу Вьюгина, поскольку между ЦБ и новым органом должна существовать какая-то связка, они должны работать в тандеме. Этим связующим звеном и может стать Олег Вьюгин.
"Газета", 24.03.2004
Александр Шохин
Я думаю, что кандидатура Олега Вьюгина будет воспринята рынком положительно. Пока окончательного решения нет, но я думаю, что сегодня оно появится. Любому председателю (Вьюгину, тем более) предстоит довольно сложная работа: пытаться определить как функции надзора, которые сейчас возложены на ФСФР, будут увязаны с функциями правоустановления, которые пока что не переданы никому. То ли это будет Минфин, то ли это будет Минэкономразвития, то ли это будет правительство, то ли это будет межведомственная комиссия правительственного уровня, которая будет утверждать нормативные акты, подготовленные ФСФР - этот вопрос сейчас несколько провалился. Новому председателю потребуется довольно активно работать на этой стадии – стадии распределения полномочий в области регулировании финансовых рынков.
Кроме того, с точки зрения собственно функций ФСФР, Олег Вьюгин сумеет прислушаться к позиции профучастников, в первую очередь, будет действовать с большей прозрачностью как председатель пока еще существующего Экспертного совета.
OPEC.RU, 24.03.2004
Сергей Суверов
Сегодня утреннее настроение участников рынка может быть хорошим в связи с вероятным назначением на должность Начальника Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, имеющего опыт работы на госслужбе и одновременно хорошо знакомого с фондовой тематикой, равно как и с макроэкономикой. На работе в ЦБ Вьюгин показал себя как хороший администратор и одновременно стратег государственной валютной политики, до этого в "Тройке" Вьюгин был главным экономистом-прогнозистом. Участники рынка, судя по статьям в СМИ, единодушно приветствовали возможное назначение. Последствия для фондового рынка очевидно позитивные, – скорее всего, будет начата подготовка к буму IPO, особенно для средних предприятий, развитие получит рынок производных инструментов, сама работа ФСФР станет более прозрачной и дружественной к субъектам рынка.
OPEC.RU, 24.03.2004
Статьи по теме
Двойная потеря Банка России
История с поиском руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам стала, пожалуй, одним из наиболее интригующих эпизодов в заполнении пазла, именуемого "новая структура правительства Российской Федерации". Просто в столь персонифицированной отрасли, как финансовая, слишком многое зависит от первых лиц. Посему назначение на пост главы ФСФР Олега Вьюгина стало без натяжки знаковым.