статья Хорошо, но хотелось бы еще лучше

Ярослав Скворцов, 11.02.2004
Центробанк. Фото с сайта www.chronicle.ru

Центробанк. Фото с сайта www.chronicle.ru

Одним из ключевых условий реализации "Стратегии развития банковского сектора РФ на 2004 год и на период до 2008 года" в самом документе называется расширение банковского кредитования. И тут пока результаты оставляют желать лучшего: по словам премьера Касьянова, пока отечественные банки не могут обеспечить постоянно растущих запросов реального сектора экономики. Отчего заемщикам приходится привлекать кредитные ресурсы за рубежом, о чем также сказал глава правительства.

По этой причине, видимо, в основные задачи развития банковского сектора включено "повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями". Заметим, что это положение должно стать "флагом в руках" противников "поспешного" вступления России в ВТО (шаг этот, напомним, упрощает доступ иностранных банков на российский рынок финансовых услуг).

"Трансформировать в кредиты и инвестиции" банкам предлагается, в частности, денежные средства населения. Здесь весьма своевременным оказались и принятие закона о страховании банковских депозитов граждан, и начало деятельности Агентства по страхованию вкладов. Хотя, введение системы страхования депозитов – дело непростое. Чего стоит предупреждение, сделанное одним из "отцов-создателей" этой системы, первым зампредом Банка России Андреем Козловым, буквально накануне заседания правительства: по утверждению г-на Козлова, банкиры готовят на ЦБ "ангажированный наезд". Но Банк России намерен оставаться непреклонным - лишь в этом случае, по словам первого зампреда ЦБ, "через два года, когда закончится переходный период закона о страховании вкладов, наши банки должны стать системой того же качества, что и западные".

Ничего против такой перспективы не имеют и авторы "Стратегии...", хотя понятие "западные банки" в документе несколько конкретизировано: параметрам российской банковской системы предписано "постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевающих в построении современных рыночных отношений". То есть дальше бывших границ советского блока на Запад можно и не заглядывать.

Чего хотят авторы концепции банковского развития от банковской системы? Чтобы к январю 2009-го отношение совокупных банковских активов к ВВП составляло 50-60%; сейчас, по словам Михаила Касьянова, этот показатель не превышает 40%, а ведь и ВВП у нас к тому времени должен удвоиться. Отношение к ВВП для банковского капитала должно составить 7—8%, для кредитов - 26—28%.

В "Стратегии..." оговариваются также принципы участия государства в реформировании банковского сектора, в том числе в банковском капитале: тут речь идет о таких старых проблемах, как выход ЦБ из капитала бывших совзагранбанков и реформирование ВЭБа, о необходимости которого говорится с 1997 года. В разделе, посвященном функциональному развитию банковской деятельности, говорится о необходимости внесения поправок в ГК и ряд федеральных законов (в частности, о залогах и о признании банков банкротами) с целью "решения вопроса о внеочередном погашении при банкротстве заемщика кредитных требований, обеспеченных залогом". Кроме того, в документе затрагиваются вопросы развития корпоративного управления, банковского совершенствования надзора, развития конкурентной среды.

Нынешняя стратегия – как минимум третья из тех, что разрабатывались и принимались после августа 1998 года. Первая "посткризисная" носила чрезвычайный характер: в документе проговаривались меры по преодолению кризиса и впервые прозвучало упоминание о создании специального института по реструктуризации кредитных организаций. Затем была программа уже относительно спокойного 2000 года: тогда о своем участии в перманентной банковской реформе впервые заявил РСПП, вспомнивший докризисную песню крупных российских банков о том, что банками в России являются лишь несколько десятков наиболее мощных институтов. Их и надо сохранить, а прочую мелочевку перевести в разряд филиалов банков полноценных или понизить их статус до кредитных обществ.

Часть тех идей перекочевала и в новый документ. Так, в "Стратегии..." говорится, в частности, что "в перспективе на федеральном уровне может сложиться структура банковского сектора, в основном представленная ограниченным кругом крупных многофилиальных банков, способных оказывать всем категориям клиентов универсальный комплекс банковских услуг". В свою очередь, "банки средней и небольшой величины будут продолжать преимущественно обслуживать региональную клиентуру".

Заметим, что первой программы хватило от силы на два года: как отмечается в новой "Стратегии...", "на этапе 1998—2000 годов была решена задача преодоления последствий финансово-экономического кризиса и сохранения жизнеспособного ядра банковского сектора". По второй банки жили (и формально продолжают жить) уже третий год: об этом этапе в документе говорится, что на нем "удалось в целом выполнить намеченные мероприятия по созданию позитивных условий для развития и роста банковского сектора". Зато новая "Стратегия развития банковского сектора" рассчитана на пять лет. Следовательно, растет устойчивость отечественных финансов...

Ярослав Скворцов, 11.02.2004