статья В Кремле мир, в Белом доме благоволение

Иван Горяев, 15.05.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Ровно год назад, 15 мая 2002 года, премьер Михаил Касьянов произнес в нижней палате историческую речь, содержащую смелую отповедь президенту Владимиру Путину, требовавшему от Белого дома ускорения темпов экономического роста. Премьеру за это ничего не было.

15 мая 2003 года на заседании кабинета, посвященном в первую очередь проблемам административной реформы, Касьянов планировал сделать решающий шаг к тому, чтобы вытеснить из правительства второго по значимости ставленника главы государства – министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Накануне этого дня деловые СМИ были переполнены пророчествами о грядущей отставке Грефа и его подчиненных, "проваливших разработку административной реформы". Как самое меньшее предрекалось смещение первого замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, который был по долгу службы определен докладчиком по данной теме на заседании кабинета. Ничего подобного не произошло. И еще отнюдь не факт, что антигрефовская кампания сойдет премьеру с рук.

У правительства "есть целый ряд нареканий к практике применения законов" в области контрольной деятельности государства, заявил премьер, открывая заседание. Он предложил членам правительства "выявить, что недоработано в этой области и достигнуты ли цели". Применение этих законов на практике, отметил Михаил Михайлович, должно привести к повышению темпов экономического роста, и в этом направлении в ближайшие три месяца российскому правительству предстоит большая и серьезная работа.

Затем слово для доклада взял Дмитриев. Минэкономразвития представило правительству "предложения по созданию механизма, который бы позволял в постоянном режиме делать государство компактным и эффективным". Вопрос о сокращении конкретных избыточных функций государства даже не обсуждался. По словам первого замминистра, Касьянов в целом поддержал предложения Минэкономразвития. В обозримые сроки должно быть произведено разделение правоприменительных и контрольно-надзорных функций государственных органов. К середине июня ведомство представит в правительство предложения "по упразднению наиболее очевидных избыточных функций". Дмитриев также с видимым удовольствием встретил поддержку своих начинаний со стороны РСПП. "Профсоюз олигархов", как известно, настаивает на решительной реконструкции кабинета, и это, мягко говоря, не нравится руководству аппарата Белого дома. Наконец, замминистра экономического развития и торговли Александр Маслов объявил, что Герман Греф выйдет на работу 19 мая.

Касьянов за последний год сумел поставить аппарат правительства если не над доходно-фискальным блоком (вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин премьеру и его людям явно не по зубам), то над Минэкономразвития уж точно. Были, если кто не помнит, напряженный конфликты вокруг подчиненности ФСФО, механизмов пенсионной реформы, вокруг среднесрочной программы правительства и, наконец, собственно административной реформы, в том числе реформирования структуры самого кабинета. Сам Греф избегал прямой полемики с главой правительства, располагающего мощной пиаровской машиной (большинство деловых печатных СМИ и аналитических программ автоматически повторяют искусно аранжируемые замглавы аппарата правительства Алексеем Волиным "утечки из Белого дома") и пользующегося недвусмысленной поддержкой влиятельной части кремлевской администрации во главе с Александром Волошиным. Вместо него в бой с аппаратом правительства и опекаемыми Касьяновым главами федеральных ведомств шли грефовские заместители.

Михаил Дмитриев в апреле прямо заявил, что пенсионная реформа в ее первоначальном виде блокирована и сорвана. За что поплатился "неполным служебным соответствием". 13 мая Александр Маслов указал на то, что срыв программы дебюрократизации – не вина его ведомства, но целиком на совести МНС, которое-де не смогло организационно обеспечить новый порядок регистрации предприятий "в одно окно". 14 мая еще один заместитель Грефа Аркадий Дворкович бросил аппарату правительства прямое обвинение в подлоге: среднесрочная программа, представленная в правительство Минэкономразвития, была аппаратом Белого дома перед отправкой в Кремль радикально переписана и сокращена. Из нее фактически исчез раздел о все той же административной реформе. Ключевой ее элемент – реформа самой структуры правительства вместо явно затянувшейся "тонкой настройки" кабинета. Касьянов, рассчитывая замкнуть максимум полномочий на аппарате премьера, сумел застолбить подготовку структурной реформы правительства за белодомовским аппаратом. Ведомство Грефа настаивало на снижении роли аппарата правительства и, во вторую очередь, вице-премьеров и, наоборот, на повышении ответственности и полномочий министров. После касьяновской секуляризации среднесрочной программы Минэкономразвития только и осталось, что подсчитывать избыточные функции государства.

По сведениям собеседников Граней.Ру в правительственном аппарате, в окружении главы кабинета возникли серьезные разногласия насчет дальнейших действий в отношении оппонентов Касьянова в Белом доме. Руководитель аппарата Игорь Шувалов убеждает премьера в том, что раз уже президент Путин дал пропрезидентским партиям карт-бланш на жесткую предвыборную критику кабинета, то правительство вправе потребовать за это серьезного отступного. Шувалов якобы настаивает на форсированном выдавливании из правительства "наиболее проблемных" министров из числа "питерских" - Германа Грефа и Ильи Клебанова. Как поговаривают, с подачи Шувалова премьер якобы передал в кремлевскую администрацию проекты указов об их отставке. Зато руководители секретариата и аппарата помощников премьера Константин Мерзликин, Борис Френкель и Михаил Помазков будто бы, напротив, призывают своего шефа к максимальной сдержанности. По их мнению, Касьянову на самом деле тактически невыгодны ни уход Грефа, ни даже изгнание из руководства грефовского ведомства статусных персон вроде Дмитриева и Аркадия Дворковича. Если Греф уйдет, у президента-де окажутся развязаны руки и он уберет Касьянова еще до выборов. "Умеренные", в отличие от Шувалова, вовсе не убеждены в перспективах главы правительства как публичного политика, способного бросить вызов президенту. Они, если верить упомянутому собеседнику Граней.Ру в аппарата Белого дома, уговаривают Михаила Михайловича "пересидеть грозу", "потрудиться на выборах" и подготовить к своей отставке "невымываемый" кадровый задел в правительстве. А главное – четко и недвусмысленно оговорить с Кремлем различные неформальные условия своего будущего неизбежного ухода. По оценке чиновника, "умеренные" взяли верх не в последнюю очередь с помощью первого замруководителя аппарата правительства Александры Левицкой, близкой к Александру Волошину. Что и предопределило мягкий сценарий заседания правительства 15 мая, от которого ждали грозы.

Иван Горяев, 15.05.2003