МВД: Документы узников ГУЛАГа подлежат постоянному хранению
МВД заявило, что учетные документы на граждан, подвергшихся уголовному преследованию по обвинениям в государственных преступлениях, в том числе и на реабилитированных, подлежат постоянному хранению. Об этом сообщает "Медуза" со ссылкой на ответ ведомства на свой запрос.
Срок хранения документов на лиц, осужденных по прочим обвинениям, так же как и на реабилитированных, "может быть продлен в случаях, если эти документы имеют научно-историческое значение", также говорится в документе.
При этом МВД заверило: "Изымаемые из бумажной картотеки (актуальной базы данных) по истечении сроков хранения алфавитные карточки в обязательном порядке переводятся в электронный вид, что обеспечивает их постоянное хранение".
Ранее в том же смысле высказался замглавы МВД Игорь Зубов. 8 июня он заявил, что карточки с данными узников лагерей являются документами строгой отчетности и подлежат хранению вечно.
"Что касается отсутствия карточки того или иного конкретного заключенного, то этот вопрос следует рассматривать отдельно", - добавил замминистра.
Между тем директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов сообщил о двух известных случаях уничтожения документов политзеков. Речь шла об учетных карточках, составлявшихся на каждого заключенного после освобождения, - в них фиксировалась информация о перемещении осужденного между лагерями и лагерными пунктами. Карточки хранятся в МВД.
В ответ на запрос о судьбе репрессированного, указывал Романов, в МВД сообщали, что его карточка уничтожена по достижении им 80-летнего возраста. Министерство ссылалось на межведомственной приказ о порядке ведения оперативно-справочных, криминалистических и разыскных учетов от 12 февраля 2014 года, изданный совместно МВД, Минюстом, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР, Генпрокуратурой и Государственной фельдъегерской службой. Документ имеет гриф "для служебного пользования".
Жительница Магадана Нина Трушина, пытавшаяся получить информацию о своем родственнике, осужденном в 1939 году, и узнавшая об уничтожении его карточки, обжаловала этот приказ в Верховном суде: часть 3 статьи 15 Конституции запрещает ограничивать права и свободы граждан на основании документов, которые не были опубликованы официально. Суд отклонил иск, сославшись на президентский указ 1996 года, позволяющий не публиковать нормативные акты, затрагивающие права человека, если в них содержится "конфиденциальная информация", к каковой были отнесены и сведения под грифом ДСП.