статья Кофе, выжатый из ОС Windows

Анастасия Грызунова, 11.03.2002
www.december.com

www.december.com

Министерство юстиции США, главный титан, воевавший с корпорацией Microsoft, выбыл из строя. Не просто выбыл - натурально превратился в перебежчика. Стремление Минюста отделаться от разбирательства с Microsoft и забыть его как страшный сон настолько навязчиво, что теперь в суде истец и ответчик в один голос уговаривают мадам Коллар-Котелли одобрить их соглашение и отпустить всех действующих лиц с миром. Иск был неубедителен, мы бы все равно не выиграли, корпорация Microsoft не так уж виновата, твердит Минюст к глубокому недоумению девяти не согласившихся на примирение штатов и, надо полагать, к удивлению судей апелляционного суда, вполне недвусмысленно подтвердивших в свое время: Microsoft нарушала антимонопольное законодательство, злоупотребляла монопольным положением на рынке ОС и заслуживает наказания. Минюст, впрочем, предпочитает об этом не вспоминать.

Наблюдать эту комедию у противников Microsoft уже не хватает сил. Первой 22 января потеряла терпение компания Netscape Communications. Устав ждать, когда наконец хоть какой-нибудь суд признает, что Netscape пострадала и уползла в дальний угол рынка не потому, что никуда не годится ее браузер, а потому что Microsoft со своей своеобразной маркетинговой политикой не оставил потребителям выбора, бывший гигант рынка браузеров подал на Microsoft в суд, требуя возместить причиненный ему финансовый ущерб и восстановить честную конкуренцию на рынке браузеров. 8 марта к Netscape присоединилась корпорация Sun Microsystems.

По сравнению с Netscape положение Sun гораздо менее однозначно и более запутанно. Платформа Java, о которой идет речь в иске Sun, совсем не безнадежный труп. Совсем напротив - вполне живая и развивающаяся платформа. Поэтому Sun, в отличие от Netscape, есть что терять. Но конфликту Sun и Microsoft по поводу Java уже пять лет; за все это время стало очевидно, что для Sun судебные разбирательства - наименее удачный способ добиться своих целей, Видимо, другие способы работают еще меньше.

Первый иск Sun к Microsoft был подан в 1997 году. Основная претензия разработчика Java сводилась к тому, что корпорация Microsoft трансформировала Java таким образом, что под ОС Windows она работает иначе, чем под любыми другими ОС. Java - кроссплатформенная технология, чья главная прелесть в том, что она позволяет разработчикам создавать программные продукты для любой операционной системы, имеющей Java в качестве надстройки. Соответственно, в случае широкого (я имею в виду - очень широкого, повсеместного) распространения Java для Microsoft это могло бы означать переход разработчиков с ПО исключительно под Windows на Java-ПО, функциональное и под другими ОС. Перспектива для монополиста невыносимая. Однако Java стала более или менее популярна только на рынке серверного ПО. ОС Windows, оккупировавшая львиную долю десктопов, содержит Java Virtual Machine производства компании Microsoft, и эта Machine несовместима с оригинальной разработкой Sun. Что на корню уничтожает идею кроссплатформенности. Для того чтобы продукты, написанные для Java производства Sun, работали под Windows, пользователю требуется отдельно устанавливать Java Runtime Environment. Нельзя сказать, что это большая проблема, однако Microsoft долгое время уверял пользователей, что его ОС полностью совместима с Java, не упоминая, что речь идет о Java производства Microsoft, а не производства Sun.

В январе 2001 года Sun и Microsoft уладили свои разногласия. По условиям заключенного соглашения Microsoft выплатил Sun 20 миллионов долларов в возмещение убытков. Кроме того, Microsoft было запрещено упоминать о совместимости его продуктов с Java. В ходе переговоров Sun предлагала Microsoft лицензировать последнюю версию Java, однако Microsoft отказался. И более того. В полном соответствии с условиями соглашения Windows XP была выпущена вообще без Java. Спрашивается, этого ли добивалась корпорация Sun. Отвечаем: не этого. Корпорация Sun добивалась унификации Java, поскольку унификация - ключевая характеристика этой технологии. Унификация была бы достижима, если бы корпорацию Microsoft удалось уговорить не выпендриваться больше и пользоваться оригинальной Java. Microsoft уговорить не удалось. Он просто выполнил требования Sun, и Sun потеряла немалую часть рынка (которую, впрочем, занимал слегка изуродованный продукт, все равно не выполняющий задач Sun).

Sun рассматривал возможность подачи антимонопольного иска на протяжении двух лет; в начале февраля стало известно, что иск действительно будет подан. И произошло это 8 марта.

На этот раз обвинения корпорации Sun более пространны и жестки. Она обвиняет Microsoft в том, что тот фрагментировал платформу Java, наводнил рынок продуктами, несовместимыми с Java Runtime Environment, принуждал другие компании распространять несовместимые с Java продукты, значительно ограничил для корпорации Sun каналы распространения JRE, намеренно делал свою продукцию несовместимой с продукцией конкурентов и нарушил копирайт Sun, поставляя нелицензированную версию JRE. Соответственно, Sun требует возмещения убытков в размере более миллиарда долларов и просит суд вынести предварительное решение, согласно которому Microsoft будет обязана поставлять текущую версию JRE в составе Windows XP и MS Internet Explorer, прекратить распространение своей Java Virtual Machine, а кроме того - и это, безусловно, более значимо, чем любые маркетинговые счеты между гигантами, - раскрыть программные интерфейсы приложений (APIs), необходимые для разработки программного обеспечения под Windows, и извлечь из этой операционной системы все незаконно встроенное в нее ПО - MSIE, IIS и, что немаловажно, платформу .Net. Эта последняя, фактически являясь прямым конкурентом Java, доставляет Sun больше всего неприятностей.

Вообще говоря, некоторые из перечисленных требований Sun звучат, мягко говоря, несколько абсурдно. Требование прекратить поставки Java Virtual Machine можно понять. Требование выдрать из ОС Windows все встроенные приложения - то, чего добивались противники Miscrosoft с самого начала. Но принудительное включение в Windows XP последней версии JRE - более чем странная претензия. Приблизительно так же, как если бы компания Netscape потребовала распространять ОС Windows одновременно с двумя браузерами. Что неминуемо привело бы к тому, что на рынке браузеров злоупотребляла бы монополией не одна компания, а две (и тогда куда, скажите на милость, девать, например, браузер Opera?). Тем более странно, что Sun требует обязательного включения в Windows JRE, но исключения .Net. Пытаясь таким образом для повсеместного распространения своего продукта воспользоваться монополией Microsoft на рынке ОС - то есть сделать ровно то, чем сейчас занимается сама Microsoft со своим собственным продуктом. Видимо, я чего-то не понимаю в рыночной политике и еще меньше - в подобной маркетинговой логике.

Анастасия Грызунова, 11.03.2002