статья Крестовый поход повзрослевших детей

Анастасия Грызунова, 24.01.2002
www.anews.ru

www.anews.ru

Когда корреспонденты CNet News.com, обзвонив десяток компаний-конкурентов Microsoft, спросили представителя промышленной ассоциации ProComp, что он думает об иске Netscape к Microsoft, тот ответил, что сильно удивился, если бы этого иска не последовало.

С самого начала антимонопольного судебного разбирательства Netscape была наиболее очевидным жертвенным агнцем, первым пострадавшим, что приходил в голову, наглядной иллюстрацией попыток Microsoft распространить свою монополию с рынка ОС на рынок браузеров. Одним из главных и самых красноречивых свидетелей обвинения, в конце концов. Netscape, с середины девяностых прошедшая путь от лидера рынка браузеров до практически второстепенного подразделения America Online, получила бы по крайней мере моральное удовлетворение в случае победы Минюста и штатов Netscape. Однако в удовлетворении ей было отказано. Апелляционный суд с выводом судьи Джексона, что корпорация Microsoft злоупотребила монополией на рынке браузеров, не согласился, потом Минюст и девять штатов заключили с Microsoft соглашение, отказавшись от своих претензий по этому поводу и, соответственно, не настаивая на извлечении MS Internet Explorer из ОС Windows. Компания Netscape осталась ни с чем. С тех пор, как судья Джексон объявил Microsoft зловредной монополией, прошло больше двух лет, и вот Netscape решает взять реванш.

22 января компания Netscape Communications подала в окружной суд округа Колумбия гражданский иск к Microsoft. Netscape попросила судью о возмещении финансового ущерба, нанесенного ей ответчиком, и восстановлении честной конкуренции на рынке браузеров. Сумма финансового ущерба не указана, однако юристы-наблюдатели определяют ее в пределах от нескольких сот миллионов до миллиарда долларов. Что важнее, Netscape пытается добиться того, что не удалось (и чего больше совсем не хочется) Минюсту: заставить Microsoft выдрать из ОС Windows интернет-браузер, а заодно - в смутной перспективе, в том случае, если за Netscape последуют другие - растворимый сообщатель и Windows Media Player. Microsoft, разумеется, считает этот ход способом конкурентной борьбы AOL, не имеющим прямого отношения к ситуации на рынке браузеров.

Предварительное заключение судьи Джексона питало надежды многих, подтверждением чему - сотни антимонопольных исков, поданных гражданами. Часть этих групповых исков потерпела неудачу задолго до рассмотрения, поскольку была отклонена в соответствии с законодательством, не позволяющим гражданам предъявлять антимонопольные претензии к производителю, если продукт не был куплен непосредственно у последнего. Часть истцов Microsoft безуспешно попытался задобрить поставками в бедные американские школы компьютеров с предустановленной ОС Windows на сумму миллиард долларов (неудивительно, что судья Фредерик Моц не счел это предложение удачным решением антимонопольных разногласий). Однако во всех этих случаях истцы требовали одного лишь возмещения материального ущерба. Маловероятная победа всех истцов по всем искам лишила бы Microsoft нескольких миллиардов долларов, но ничего не изменила бы принципиально. Netscape нажала кнопку "продолжить" там, где Минюст сказал однозначное "стоп". В случае победы Netscape идет дальше, требуя не только денег в возмещение ущерба, но и изменения маркетинговой политики Microsoft. Правда, добиться победы Netscape несколько сложнее, чем истцам по групповым искам, поскольку злоупотребление Microsoft монополией на рынке ОС никем не было оспорено (а граждане пользовались именно этим обвинением), а обвинение в злоупотреблении монопольным положением на рынке браузеров аппеляционный суд отмел как недоказанное.

Реакция рынка на крестовый подход повзрослевшей и неплохо подготовленной Netscape, готовившей свой ответный удар несколько лет, оказалась довольно вялой. CNet News.com сообщает, что представители Apple, Compaq, Hewlett-Packard, Intel и Oracle не проявили энтузиазма и отказались комментировать этот шаг, как и Sun Microsystems, которая накопила изрядный запас претензий к Microsoft и последовательно воюет с ним в Европе. Впрочем, надо полагать, по ходу дела по крайней мере несколько последовательных противников корпорации так или иначе присоединятся к иску - первоначально скорее с официальным выражением поддержки, чем с аналогичными исками. Netscape станет подопытным; она - не единственная компания, значительно пострадавшая от привычки Microsoft перемещаться по миру "свиньей", сметая все на своем пути, периодически отправляя диверсантов в тыл конкурентам и засыпая поставщиков компьютерного оборудования листовками с пропагандой. Но от успеха эскапады Netscape зависит, отправятся ли вслед за ней в суд другие жертвы, или предпочтут забыть обиды - или хотя бы притвориться, что обиды забыты.

Важно еще вот что. С середины девяностых Netscape действительно повзрослела, в лице AOL обрела мощную поддержку, однако то ли осталась ребенком, то ли снова впала в детство. Война браузеров была проиграна из-за агрессии Microsoft, но не только из-за нее: Netscape начала реально сдавать позиции. Браузер, который она сейчас выпускает, - довольно удачная разработка, но MS Internet Explorer ему не уступает (правда, что немаловажно, MSIE существенно дырявее). Моральное удовлетворение Netscape в случае своей победы, конечно, получит. Но позицию на рынке браузеров, намного превосходящую ее сегодняшние успехи, - вряд ли.

Анастасия Грызунова, 24.01.2002