статья Пакт о ненападении на Microsoft

06.11.2001

И вновь на ваших экранах бесконечный сериал, герои которого уже как минимум четвертый год тщетно пытаются прийти к общему компромиссному представлению об инновациях. Продолжение фактически является началом финальной стадии развития сюжета. В пятницу Министерство юстиции США и корпорация Microsoft объявили о достижении внесудебного соглашения об урегулировании конфликта.

Вообще говоря, у них не было выбора. 2 ноября заканчивался срок, выделенный судьей Колин Коллар-Котелли для переговоров. Отсутствие соглашения означало бы дальнейшее судебное разбирательство, а стороны так устали от судебных разбирательств, что дешевле было обойтись соглашением. Кроме того, 11 сентября и общий спад экономики научили антимонопольное ведомство любви к ближнему (даже к Microsoft) и осторожности. Microsoft - одна из немногих совершенно успешных высокотехнологичных компаний; гробить немногочисленных фаворитов рынка IT - непростительная опрометчивость. Пусть хоть кто-нибудь на рынке hi-tech зарабатывает миллионы.

Нельзя сказать, что стороны сделали невозможное, хотя еще месяц назад, когда судья отправила их на переговоры "двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю", вероятность достижения договоренности, которая устраивала бы всех, казалась близкой к нулю. Назначение профессора юриспруденции из Бостонского университета Эрика Грина посредником на переговорах, казалось, не слишком меняло положение вещей: если стороны не хотят идти на уступки, резонно поясняли аналитики, они и не пойдут, и никакая гениальность посредников не поможет мирному урегулированию. Стороны, однако, предпочли уступки.

Точнее говоря, уступки предпочел Минюст. Соглашение, представленное сторонами, - просто подарок для корпорации Microsoft. Оно таково, будто не было не только никакого окончательного вердикта судьи Джексона, но и решения апелляционных судей (.pdf), которые единогласно поддержали вывод окружного судьи о том, что Microsoft - монополия, злоупотребляющая своим монопольным положением для борьбы с конкурентами. Разумеется, по соглашению об урегулировании на деятельность Microsoft налагаются какие-то рамки. Необременительные. Такие, чтобы хоть немного скрыть очевидное отступление Минюста.

Условия соглашения лишь слегка ограничивают полет фантазии сотрудников маркетингового отдела Microsoft. Корпорации запрещено применять какие бы то ни было санкции к поставщикам персональных компьютеров, которые предустанавливают на ПК операционную систему Windows вместе с другой операционной системой (чего большинство поставщиков не делает никогда, поскольку большинству пользователей совершенно не нужны две операционные системы одновременно), а также устанавливают под ОС Windows приложения, конкурирующие с приложениями Microsoft. По соглашению, в таких ситуациях Microsoft не имеет права повышать для поставщика цены на свою продукцию или, например, отказывать ему в технической поддержке. Microsoft обязан унифицировать политику скидок оптовым покупателям своей продукции (тем же поставщикам), с тем чтобы скидки разнились в зависимости не от того, насколько оптовые покупатели лояльны корпорации и сколько приложений Microsoft они предпочли приложениям ее конкурентов, а от того, сколько всего лицензий приобретено поставщиком (что является нормальной практикой: компания, купившая десять тысяч лицензий, получает большую скидку, чем компания, купившая, условно говоря, сотню). Microsoft обязывается предоставлять разработчикам информацию об операционной системе Windows в том объеме, который потребуется для создания продукта, адекватно работающего под этой ОС. Учреждается совет, куда войдут три независимых эксперта; им предоставляется полный доступ ко всем системам и документации корпорации Microsoft с целью мониторинга выполнения соглашения.

То есть, казалось бы, ситуация не безнадежна. Однако же, разумеется, грядущий рай с укрощенной корпорацией Microsoft только кажется раем. Тактика "привязывания" приложений к операционной системе - ключевая характеристика маркетинговой политики корпорации - остается без изменений (Минюст, впрочем, еще в сентябре объявил, что не намерен настаивать на запрете подобных методов распространения продукции Microsoft). По условиям соглашения, разработчики программных продуктов под ОС Windows получают доступ к необходимой информации собственно об операционной системе - однако взамен должны по требованию Microsoft предоставлять свои продукты в корпорацию для ревизии, в результате чего последняя получает как минимум теоретическую (а опыт показывает, что и практическую) возможность использовать чужие инновации в своих разработках. И, наконец, несмотря на то, что окружной и апелляционный суды подтвердили, а Верховный суд отказался отрицать, что Microsoft - зловредная монополия с рецидивистскими наклонностями, ни малейшего наказания за прошлые противоправные действия, противоречащие антимонопольному законодательству, внесудебное соглашение не предусматривает.

Соглашение разработали совместно Министерство юстиции и корпорация Microsoft. Прокуроры восемнадцати штатов не принимали участие в написании пакта о ненападении, и потому в пятницу были вынуждены просить у окружного суда дополнительного времени на изучение документа. Им был дан срок до утра вторника. Уже сейчас очевидно, что мнения разделились. Прокурор штата Нью-Йорк, по данным источников Associated Press, планирует подписать соглашение. К тому же склоняется прокурор Иллинойса Джим Райан. Прокурор Массачусетса Томас Ф. Райлли после двух суток изучения текста соглашения объявил, что в существующем виде, без серьезных поправок он соглашение не подпишет. Прокурор штата Айова Том Миллер, вообще сильно смягчившийся в последнее время по отношению к Microsoft (поскольку война с корпорацией не добавляет ему популярности в Айове, где большая часть населения интересуется сельским хозяйством, а не высокими технологиями), в понедельник сообщил, что настроен оптимистично: это значит, что, по его мнению, большинство штатов присоединятся к Минюсту.

Судье Коллар-Котелли предстоит провести судебное заседание, на котором соглашение будет рассмотрено. После одобрения документа (а в том, что он будет одобрен, сомневаться не приходится), Минюст и, видимо, большинство штатов выйдут из игры. Тем же штатам, которые предпочтут отказаться от сделки, останется в одиночку разбираться с Microsoft в судебном порядке. В этом случае их интересы будет представлять Брендан Салливан, ведущий вашингтонский юрист, недавно нанятый Калифорнией. И единственным союзником мятежных штатов, отколовшихся от Министерства юстиции, останется, как это ни смешно, Европа - союзником более или менее последовательным, но на территории США совершенно неэффективным. От ЕС разумно ожидать разве что моральной поддержки - но моральная поддержка во всяком случае гарантированна. В понедельник представители Еврокомиссии еще раз подтвердили, что намерены продолжать антимонопольное расследование деятельности корпорации Microsoft в Европе. Правда, подходы у Еврокомиссии несколько иные: больше всего ее заботят факты злоупотребления монопольным положением на рынке десктопов для завоевания рынка серверных систем, подавления конкуренции на рынке маломощных серверов, а также Windows Media Player, встроенный в ОС Windows и выдворяющий с рынка альтернативные мультимедийные приложения. Однако архитектура Windows XP, которая есть последняя наглядная демонстрация представлений Microsoft об интеграции всего во все, из сферы интересов Европы исключена совершенно. На данном этапе Еврокомиссия ждет от Microsoft разъяснений насчет WMP, и надеется дождаться их к Рождеству; решение Минюста США мирно уладить конфликт с Microsoft Еврокомиссию не впечатлило.

06.11.2001