Верховный суд сказал "нет"
Собственно, кроме этого "нет" Верховный суд не сказал фактически ничего. Апелляция корпорации Microsoft, безумная ее надежда выйти из трехлетней антимонопольной лужи совершенно чистой, отклонена: судьи Верховного суда не намерены рассматривать апелляцию (во всяком случае, на данном этапе), им совершенно неинтересно заново выяснять, является ли Microsoft монополией и какова степень ее зловредности в этом статусе. Дело остается в окружном суде округа Колумбия у судьи Колин Коллар-Котелли.
Положение является наглядной иллюстрацией пословицы насчет добра от добра. 28 июня апелляционный суд округа изложил свою позицию по делу "США против Microsoft" и сформулировал свои "да" и "нет" предельно ясно. Монополия? Да. Злоупотребление монопольным положением на рынке ОС? В общем, да. Противозаконное навязывание потребителю MSIE в комплекте с Windows? Нет. Судья Джексон? Нет-нет-нет. Разделение корпорации надвое в наказание за зловредность? Нет, пожалуй, не стоит.
Microsoft этой полупобеды оказалось мало. Корпорация спасена от разделения - от намерения его добиваться Минюст отказался в начале сентября, как и от разбирательства по поводу MSIE. Но у Microsoft грандиозные планы и ни малейшего желания воплощать их в жизнь с клеймом "монополист-рецидивист" на корпоративном лбу. Поэтому, собственно, Microsoft и обратилась летом в Верховный суд с просьбой пересмотреть вторую часть вердикта Джексона, ту, которую поддержали апелляционные судьи. 9 октября, как и планировалось, Верховный суд решил, станет ли он рассматривать эту апелляцию. Как и предполагалось, ответ оказался отрицательным - без объяснений.
Объяснения теперь додумывают эксперты. Собственно, никто и не собирался в приступе аритмии ждать, что придумают верховные судьи. Верховный суд - последняя инстанция, куда обращаются, когда надежда на успех во всех низших инстанциях бесповоротно умирает. Верховный суд не любит процессов, в которых одновременно с ним участвуют низшие инстанции, что вполне логично. И поскольку разбирательство до сих пор вяло плещется в окружном суде округа Колумбия, Верховный суд не посчитал нужным вмешиваться. В конце концов, он по-прежнему остается последней надеждой сторон - на тот случай, если в окружном суде одну из них (или обе) ждет очередное разочарование. Представители корпорации Microsoft, разумеется, таким поворотом дела разочарованы; Минюст, напротив, удовлетворен. Дело продолжается по написанному судьей Коллар-Котелли сценарию.
Первым пунктом этого сценария являются круглосуточные внесудебные переговоры об урегулировании разногласий. Судья Коллар-Котелли - то ли из-за недостаточно долгого знакомства со сторонами и отсутствия представления о том, насколько низка их способность договориться о чем-либо, то ли потому, что нуждается в дополнительном времени для работы над делом - дала сторонам месяц на самостоятельное выяснение отношений. В пятницу стороны должны проинформировать судью о результатах. Если судья сочтет результаты недостаточными для настоящей стадии переговоров, будет назначен посредник - кандидатура либо предложенная сторонами совместо, либо назначенная судом. Для того, чтобы избежать назначения посредника (и Минюст, и Microsoft, памятуя о работе с судьей Поснером, предпочитают обойтись без посредника), сторонам требуется продемонстрировать судье хоть какие-то признаки готовности к компромиссу. Однако ничего похожего на готовность к компромиссу, по наблюдениям лиц, близких к переговорам, не наблюдается. San Jose Mercury News, ссылаясь на свои безымянные источники, сообщает, что стороны упорствуют по-прежнему. Microsoft, которую больше не гнетет перспектива размножиться единичным актом простого деления, твердит, что апелляционный суд, отменив предложенные судьей Джексоном меры наказания, ясно дал понять, что нарушения корпорации - нечто очень конкретное, некие отдельные действия, за которые требуется наказывать точечно. Кроме того, Microsoft, конечно, рассчитывала на победу в Верховном суде и на собственное мгновенное превращение из злостного монополиста в преданного сторонника инноваций. Минюст, тем временем, упирает на то, что вывод судьи Джексона о зловредности и монопольном положении на рынке никем не отменен (и теперь, после отказа Верховного суда от апелляции, это тем более веский аргумент), и потому требуется не только наказать Microsoft за прошлые прегрешения, но и гарантировать отсутствие таковых в будущем. Способы предотвращения будущих нарушений тоже были сформулированы Джексоном: изменить политику лицензирования ПО корпорации разработчикам железа, делиться информацией с разработчиками конкурирующих программных продуктов, чтобы последние корректно работали под Windows и не встраивать в операционную систему что ни попадя, притворяясь, что независимые приложения - часть ОС. Последние два пункта для Microsoft убийственны - во всяком случае, представители корпорации утверждают, что она этого не переживет. В таких условиях успех переговоров маловероятен - как он не был вероятен никогда, и не казался вероятным никому, кроме судьи Коллар-Котелли, которой, видимо, просто хочется хоть немного оттянуть неизбежную жвачку разбирательств, которую так счастливо выплюнул судья Джексон.
Судья Джексон, тем временем, решением Верховного суда фактически реабилитирован (в глазах тех, кому пришло в голову, вслед за Microsoft, подозревать его в предвзятости). Верховный суд не берется за еще не законченные в низших инстанциях дела, однако, если бы ключевой вывод Джексона о наличии фактов нарушения Акта Шермана показался бы судьям несправедливым, надо полагать, апелляция Microsoft все же была бы принята к рассмотрению. С другой стороны, очевидно, что Верховному суду неинтересно заново копаться в горах материалов дела, уже один раз перекопанных Джексоном, и заново выслушивать свидетелей, которые один (или не один) уже раз пудрили Джексону мозги - и, надо полагать, продолжат заниматься тем же самым с судьей Коллар-Котелли. Верховный суд будет отказываться от вмешательства в процесс, пока это будет возможно - как отказался вчера, и как отказался летом 2000 года, когда Минюст с целью избежать столкновения с дружественным Microsoft апелляционным судом, просил верховных судей рассмотреть апелляцию корпорации. Верховный суд выбывает из списка мест действия на длительный срок. Следующий эпизод нашего сериала - в пятницу.