статья Прекрасная дама и письма мертвых

Анастасия Грызунова, 27.08.2001
Колин Коллар-Котелли. Фото AP

Колин Коллар-Котелли. Фото AP

У генеральных прокуроров штатов, вероятно, богатая и многообразная переписка. Но вряд ли им часто приходится получать письма из потустороннего мира. Спасибо корпорации Microsoft за богатый личный опыт прокуроров.

В пятницу апелляционный суд округа Колумбия передал дело "США против Microsoft" обратно в суд окружной. Просьбы адвокатов Microsoft отложить пересмотр дела до тех пор, пока Верховный суд США, куда корпорация послала апелляцию, не решит, будет ли он эту апелляцию рассматривать, остались без ответа. Верховный суд объявит, готов ли он рассмотреть апелляцию, не раньше октября 2001 года. С середины июля Microsoft и Министерство юстиции пытались перетянуть на свою сторону апелляционных судей: Microsoft просил отложить пересмотр дела, Минюст настаивал на скорейшей передаче дела обратно в окружной суд. В этом тайме, таким образом, 1:0 в пользу Минюста.

Апелляционный суд, как мы помним, лишь частично отменил окончательный вердикт судьи Джексона. Окружному суду округа Колумбия предстоит пересмотреть его заключение относительно незаконности встраивания MS Internet Explorer в операционную систему Windows, а также относительно мер наказания, которые следует применить к корпорации (нет шансов, что решение Джексона о необходимости разделения Microsoft надвое останется в силе). Однако вывод окружного судьи о том, что Microsoft является монополией и злоупотреблял монопольным положением на рынке операционных систем, остался в силе.

Судья Джексон сошел со сцены. 24 августа, получив дело на досмотр, судьи окружного суда Колумбии методом лотереи определили, кто дальше будет мучиться с делом Microsoft. Из 21 судьи четыре взяли самоотвод, не указав причины; из оставшихся семнадцати программным методом была выбрана Колин Коллар-Котелли, которая должна исправить ошибку судьи Джексона, в основном и послужившую причиной отстранения его от дела (наряду с многочисленными выступлениями судьи в прессе): провести серию слушаний по определению меры наказания (Джексон необходимость их проведения проигнорировал, дав тем самым адвокатам Microsoft дополнительный повод для обвинений в предвзятости). По словам коллег Коллар-Котелли, у нее отсутствует опыт разбирательств в области антимонопольного законодательства (не считая слушания по двум мелким делам, где ее роль была крайне незначительна), а равно глубокая осведомленность в вопросах программного обеспечения. Что означает, что вникать в специфику как антитраста, так и индустрии ПО судье придется по ходу дела. С другой стороны, считают эксперты, можно считать, что Минюсту повезло: Коллар-Котелли была рекомендована на пост федерального судьи президентом Клинтоном, и в целом провела в судах округа Колумбия семнадцать лет - вполне достаточно, чтобы иметь отчетливое представление о политике окружных судебных властей.

Итак, 2:0 в пользу Минюста (и я уже чувствую себя спортивным комментатором). Ситуация пока развивается не вполне благоприятно для Microsoft. На данном этапе корпорация заинтересована в том, чтобы снять с себя ярлык "монополия" и 25 октября со спокойной душой выпустить на рынок Windows XP. В пятницу же компакт-диски с окончательной версией новой ОС были вручены представителям производителей железа и улетели из Редмонда на вертолете. Microsoft возлагает на Windows XP большие надежды; по мнению руководства корпорации, эта ОС - лучшее, что корпорация сделала до сих пор.

Мнения по этому поводу экспертов, впрочем, не столь однозначны. Единственный внятный позитивный отзыв, который сформулировали сотрудники Wired News, тестировавшие Windows XP Professional, звучит так: "В конечном итоге, [Windows XP Standard Edition] - клиентская версия Windows, которая не имеет привычки постоянно грохаться, - и это фактически лучшее, что можно сказать об этой операционной системе". Правда, объективности сотрудников Wired News сильно мешала мысль о том, что пользуясь средствами новой системы, они способствовали укреплению монополии Microsoft (они честно в этом признаются, добавляя, что, вообще говоря, программный продукт не должен поступать в продажу с такими запрограммированными пользовательскими эмоциями в нагрузку). Другие эксперты отмечают, что "bundling", который вновь станет предметом рассмотрения на слушаниях в окружном суде, в Windows XP применяется еще шире, чем в предыдущих версиях Windows. В частности, MS Internet Explorer 5.5 Service Pack 2 и 6.0 не поддерживает ряд плагинов, которые поддерживает Netscape - в первую очередь, QuickTime, который Microsoft рассчитывает вытеснить с рынка с помощь Windows Media Player. Microsoft вполне прозрачно (вряд ли всерьез рассчитывая кого-нибудь обмануть) объясняет эти изменения соображениями "устойчивости и безопасности".

В общем, с Windows XP, как водится, не все просто. Соответственно, Microsoft был сильно заинтересован в том, чтобы полный пересмотр его дела - в части его монопольного положения на рынке ОС и злоупотребления этим положением - начался до того, как Windows XP появится на рынке. Понятно, что после начала массовых продаж на Microsoft будет существенно сложнее надавить. Впрочем, нет гарантий, что окружной суд успеет закончить слушания и вынести вердикт до 25 октября.

Параллельно вокруг дела Microsoft происходят таинственные вещи. На протяжении последних нескольких месяцев генеральные прокуроры штатов, подавшие антимонопольные иски против корпорации вместе с Минюстом, получают письма от граждан, в которых выражается протест против преследования Microsoft и попыток навязать рынку высоких технологий государственное регулирование. Факт получения таких писем, сам по себе, вообще говоря, не криминален. Не криминально и их количество - более 50 писем генеральному прокурору Айовы Тому Миллеру, около трехсот писем - генеральному прокурору Миннесоты Майку Хэтчу, более четырехсот - в офис генерального прокурора Юты Марка Шуртлеффа. Однако при ближайшем рассмотрении письма показались прокурорам крайне подозрительными.

Письма выглядели по-разному: различный текст, различные шрифты - казалось бы, естественная реакция граждан, единый душевный, можно сказать, порыв. Но Шуртлефф, в частности, получил два письма, подписанных уже умершими гражданами (неизвестно, комментирует The Register, умерли они потому, что подписали эти письма, настигнутые божественной карой, или же не будучи мертвыми, никак не могли оказать поддержку Microsoft). На конвертах нескольких писем были указаны несуществующие обратные адреса. Кроме того, въедливый генпрокурор Айовы нашел в себе силы прочитать часть из этих писем и выявил в них дублирующиеся фразы - достаточно заковыристые, чтобы обнаружение их в письмах совершенно разных граждан можно было считать простым совпадением.

Корреспонденты Seattle Times объяснили общественности, что происходит. Организация Americans for Technology Leadership, отпочковавшаяся от Association for Competitive Technology (той самой, содержание мусорных корзин которой президент корпорации Oracle Лэрри Эллисон в прошлом году пытался купить за несколько сотен долларов) провела телефонные опросы в некоторых штатах, участвующих в деле против Microsoft. В том случае, если респондент выражал поддержку корпорации, ему высылался текст письма протеста в адрес генерального прокурора штата, соответствующего конгрессмена и президента Буша, надписанный конверт с маркой. В отличие от обычной практики, когда письма, рассылаемые в рамках массовой кампании протеста, унифицированы, ATL высылала гражданам вариации на тему одного письма: попытка создать у генпрокуроров впечатление, будто граждане протестуют не потому, что их организовала общественная организация, финансируемая Microsoft (а ATL, как производная ACT, частично финансируется Microsoft), а по доброй воле, потому что не могут молчать. К несчастью для ATL, текстовый анализ оказался не чужд генпрокурорам. Впрочем, организаторы кампании не чувствуют себя виноватыми в этой связи, и считают, что именно так и нужно организовывать кампании поддержки.

А за умерших граждан штата Юта, как выяснилось в итоге, подписались их родственники. Потусторонней поддержки Microsoft, таким образом, все еще не получает.

Анастасия Грызунова, 27.08.2001