статья Если послушать Гейтса

Анастасия Грызунова, 26.04.2002
Перед выступлением в суде Билл Гейтс общается с репортерами. Фото AP

Перед выступлением в суде Билл Гейтс общается с репортерами. Фото AP

Если послушать Билла Гейтса (.pdf), получается, что девять несговорчивых штатов, не согласившихся на примирение с Microsoft на условиях, принятых Министерством юстиции США, хотят одного: смерти корпорации, полнейшего вымирания Редмонда и превращения рынка программного обеспечения в выжженную пустыню. Если послушать Билла Гейтса, получается, что Microsoft облагодетельствовала рынок ПО, превратив ОС Windows в стандарт, на базе которого теперь могут цвести хоть сто тысяч цветов (если, конечно, им удастся прорасти на почве, сплошь покрытой листовым железом). Если послушать Билла Гейтса, получается, что наказание нарушителю антимонопольного законодательства не должно ограничивать нарушителя ни в чем, а если оно усложняет нарушителю жизнь, то это неправильное наказание, ущемляющее права пользователя, - нарушитель же ради пользователя работает, не так ли? В общем, если послушать Билла Гейтса, предложения прокуроров штатов никуда не годятся.

Тем временем прокуроры штатов предлагают вполне разумные меры ограничения деятельности корпорации Microsoft. Во-первых, они предлагают обязать Microsoft поставлять версию операционной системы Windows без какого-либо дополнительного программного обеспечения - прежде всего, без MS Internet Explorer, без Windows Media Player и без Windows Messenger - с тем, чтобы поставщики компьютерного оборудования, предустанавливающие на свои компьютеры Windows, могли самостоятельно выбирать программные пакеты, поставляемые в комплекте с ОС. Помимо этого, Microsoft обязана заранее информировать разработчиков о внесении изменений в MSIE и поставлять стандартную платформу Java вместо редмондской кривоватой версии.

Поставки "раздетой" Windows, безусловно, решили бы проблему конкуренции программных приложений для этой ОС и лишили бы Microsoft возможности злоупотреблять монополией на рынке операционных систем для достижения монопольного положения в других секторах рынка. Это, собственно, и есть тот результат, который прогрессивное человечество должно получить в результате наказания Microsoft за нарушение американского законодательства. Разумеется, "раздевание" Windows - задача, требующая от Microsoft определенных усилий. Но, во-первых, никто не говорил, что восстанавливать условия для честной конкуренции на рынке будет легко, а во-вторых - кто сказал, что легко должно быть виновному?

В Редмонде, как легко понять, на эту проблему смотрят несколько иначе. Интеграция программных приложений в ОС Windows - последовательная политика Microsoft, и от версии к версии операционная система обрастает все большим количеством приложений, которые, как заявляют представители корпорации - и как доказывал в суде Билл Гейтс, - невозможно удалить из ОС, не причинив ей вреда. В свое время профессор Принстонского университета Эдвард Фелтен (теперь известный в основном благодаря другим обстоятельствам своей биографии) демонстрировал судье Джексону, что при желании MS Internet Explorer удаляется из ОС Windows без ущерба для ее функциональности. Разработчики Microsoft сделали выводы, и MSIE с тех пор закопался в операционную систему еще глубже. Настолько глубоко, что теперь программисты Microsoft, как сообщил Гейтс суду, готовясь выполнять условия соглашения с Минюстом (ради девяти несговорчивых корпорация на такие подвиги неспособна), специально занимаются анализом программного кода и вычленяют из операционной системы те блоки, которые относятся к MS Internet Explorer. Судя по словам Гейтса, это весьма мучительная процедура. И после этого представители корпорации, нападая на сторонников open source, что-то такое бубнят про прелести централизованной и жестко контролируемой разработки программных продуктов.

В ходе судебной светской беседы, впрочем, выяснилось, что удаление из Windows всех дополнительных приложений - не просто решаемая, а, прямо скажем, уже приблизительно решенная задача. Операционная система Windows XP Embedded дает пользователю возможность самостоятельно решать, какие составляющие в нее включать. Поразительный для Microsoft пример реализации принципа свободы выбора, если не принимать во внимание одно обстоятельство: нынешняя лицензия Windows XP Embedded не разрешает пользователю ставить эту ОС на персональные компьютеры. Гейтсу пришлось признать, что при желании Windows XP Embedded вполне может быть адаптирована к ПК, однако по традиции он не раз подчеркнул, что результатом распространения ОС Windows в произвольно укомплектованном виде станет возникновение множества версий операционной системы. А это, в свою очередь, многократно усложнит задачу сторонних разработчиков и приведет к появлению множества приложений под Windows, совместимых не со всеми версиями.

Как легко понять, выпуск операционной системы, документирование ее многочисленных гитик и последующая разработка приложений под нее сторонними программистами - уныло стандартная практика, применение которой до сих пор не мешало ни одному разработчику ни одной ОС. Проект штатов-истцов позволяет Microsoft выпускать полную версию Windows со всеми приложениями - просто у поставщиков должен быть выбор, устанавливать эту полную версию или "раздетую". В случае если проект будет одобрен судьей, Microsoft всего-навсего придется разрабатывать приложения под Windows на тех же условиях, что и сторонние программисты: как приложения, а не как составляющие операционной системы. В конце концов, создание приложений, которые никакими силами невозможно вызволить из ОС, с самого начала было сознательным решением Microsoft, откровенно рассчитанным на использование монополии на рынке операционных систем для продвижения других своих продуктов. Поскольку именно такая политика и ставится корпорации в вину, в общем, неудивительно, что теперь от нее потребуется пересмотреть эти свои подходы.

Самое поразительное во всей аргументации Гейтса - глубокая убежденность в том, что все участники судебного процесса собрались в зале суда исключительно для того, чтобы договориться об условиях, наиболее благоприятных для дальнейшего развития Microsoft. Еще раз: речь идет об условиях наказания за нарушение законодательства. Логика рассуждений основателя корпорации приблизительно такова: все время своего существования его детище делало все исключительно в интересах пользователя (как мы помним, Microsoft в целях риторики много лет последовательно эксплуатирует концепцию инноваций), и потому любые попытки ограничить деятельность Microsoft хоть в чем-нибудь, включая строение кода Windows, способы ведения переговоров с конкурентами и маркетинговую политику, неминуемо отразится на пользователях, которые запутаются во множественных версиях Windows и умрут в страшных муках, а на сетчатке их навеки отпечатается Blue Screen of Death. Это, по мнению Гейтса, грозит рынку, если судья одобрит предложение штатов-истцов и обяжет Microsoft выпускать "раздетую" версию Windows. Это же, по его мнению, случится, если Microsoft придется поддерживать старые версии ОС Windows, не вынуждая пользователей переходить на более поздние версии - чего также требуют штаты. По всей вероятности, по мнению основателя Microsoft, абсолютный беспредел на рынке способно спровоцировать любое действие, обеспечивающее удобство пользователей. Здесь мы уже были, и все это мы уже видели.

Собственно, задача Microsoft - сделать так, чтобы ее деятельность, ограниченная условиями судебного вердикта, не привела к подобным трагедиям. Это вполне решаемая задача.

Анастасия Грызунова, 26.04.2002