Попрать ли смертию смерть?
Чудовищные террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне унесли с собой не только пять с лишним тысяч жизней (по самым скромным подсчетам). Террористы-смертники разрушили многие принципы, на которых зиждились наши представления о морали и человеколюбии. Все люди, разделяющие моральные ценности западной цивилизации, были воспитаны в убеждении, что недопустимо и безнравственно сознательно приносить в жертву, без их ведома и согласия, сотни невинных людей, чтобы спасти тысячи, а тысячи - чтобы спасти миллионы. Подобная бесчувственная арифметика считалась уделом нацистов, коммунистов, исламских фундаменталистов, левых экстремистов из разного рода "красных бригад" и тому подобных маргиналов. Отныне все может может измениться.
Взрывы в Нью-Йорке и Вашингтоне доказали, что в борьбе с террористами, с радостью идущими на смерть в надежде тотчас оказаться в мусульманском раю, привычная логика не работает. Еще вчера никто не сомневался, что многократно проверенные опытом правила борьбы с воздушными пиратами разумны и максимально обеспечивают общественную безопасность. Пассажирам и экипажам захваченного самолета предписывалось выполнять все требования угонщиков. Пилоты крайне неохотно шли на применение огнестрельного оружия в воздухе. Им хорошо известно, что перестрелка на борту самолета чревата роковыми последствиями. Если пули пробьют обшивку на большой высоте, разгерметизация приведет к гибели и экипажа, и пассажиров. А власти готовы были удовлетворять максимум требований террористов, если это обеспечивало сохранение жизней их жертв. Тактика строилась на том, чтобы максимально затягивать переговоры с террористами и добиться того, чтобы самолет совершил посадку в таком государстве, правительство которого уже не позволит ему вновь взлететь. И ни один генерал или президент не рискнул бы отдать приказ сбивать захваченный террористами авиалайнер.
Теперь ситуация иная. Всего через несколько десятков минут после того, как управляемые террористами- смертниками "Боинги" протаранили небоскребы Всемирного торгового центра и Пентагон, президент Буш отдал приказ сбить четвертый из угнанных самолетов. Но силам ПВО действовать не пришлось: несколько пассажиров, услышав по мобильникам о трагедии в Нью-Йорке и понимая, что предстоит, мужественно вступили в схватку с террористами. В результате самолет рухнул в чистом поле. Погибли только 44 человека, находившиеся на борту.
Возможно, теперь будет принята новая тактика борьбы с воздушными пиратами. Пассажиры и экипаж получат инструкции оказывать сопротивление террористам, а уж если угонщикам удастся установить контроль над воздушным судном, военные получат приказ безжалостно его сбивать. Но и подобная тактика отнюдь не гарантирует успеха. Ведь в те считанные минуты, что будут у экипажа и наземных служб на принятие решений, невозможно будет точно определить, с кем они имеют дело: с террористом-камикадзе, с гангстерами, рассчитывающими на многомиллионный выкуп, или просто с бедолагой, у которого поехала крыша после ссоры с женой.
А жертвы при новой тактике также будут, и весьма значительные. Многие самолеты, на борту которых завяжутся жаркие схватки с террористами, потеряв управление или будучи сбиты ракетами, врежутся в землю. И погибших может быть не меньше, чем во Всемирном торговом центре, если дело будет происходить над густонаселенными районами США и Западной Европы, где одна агломерация переходит в другую и безопасных мест для падения самолета почти нет. Надо учитывать также, что ПВО стран НАТО ориентирована главным образом на контроль за внешними границами, а не над внутренним воздушным пространством. На перестройку как существующих технических схем, так и устоявшихся моральных стереотипов требуется время. А его-то, может быть, уже не осталось. Никто не знает, сколько сообщников осталось у тех, кто совершил свое черное дело 11 сентября, и когда они попытаются повторить свой успех.
В любом случае террористы, кто бы они ни были, одержали победу не только тем, что разрушили здания - символы Америки, ее финансовые и военные центры, но и тем, что поколебали нашу мораль. Однозначного ответа на вызов, брошенный террористами, нет. Но уже сегодня правительства и народы вынуждены всерьез рассматривать схемы действий, в рамках которых приходится утверждать: гибель сотен людей оправдана, если такой ценой спасутся тысячи и миллионы. Сценарии голливудских боевиков воплотились в жизнь. Только в фильмах обычно находился герой, который в последний момент предотвращал катастрофу. Реальность оказалась более жестокой.
Статьи по теме
Попрать ли смертию смерть?
А жертвы при новой тактике также будут, и весьма значительные. Многие самолеты, на борту которых завяжутся жаркие схватки с террористами, потеряв управление или будучи сбиты ракетами, врежутся в землю. И погибших может быть не меньше, чем во Всемирном торговом центре, если дело будет происходить над густонаселенными районами США и Западной Европы, где одна агломерация переходит в другую и безопасных мест для падения самолета почти нет.