статья Каждой высотке по зенитке

Владимир Темный, 12.09.2001
Ракета 9М39 переносного ЗРК ''Игла''. Фото с сайта www.zid.ru

Ракета 9М39 переносного ЗРК ''Игла''. Фото с сайта www.zid.ru

Американская трагедия может по тому же сценарию повториться и в Москве. Пролет пассажирских авиалайнеров над столицей запрещен. Однако немалое число рейсов заходит на посадку и взлетает над окраинами мегаполиса. И угонщикам самолета не составит труда изменить его курс, скажем, в сторону Кремля. Мобильны и легкомоторные самолеты - с подмосковного аэродрома на небольшой высоте можно за считанные минуты доставить в центр Москвы мощный заряд взрывчатки. И вероятность того, что, даже схваченный радарами столичного кольца ПВО, такой самолет прорвется к цели невредимым, очень велика.

В Главном штабе ВВС Граням.Ру пояснили, что в ситуации, когда время с момента квалификации отметки от цели как опасной до ее исчезновения с экрана (взрыва) исчисляется одной-двумя минутами, "цепочка принятия решения" практически не успевает сработать. В этом случае эффективными могли бы оказаться зенитные установки вблизи атакуемого объекта. Но, как заверили Грани.Ру специалисты, воздушное пространство у нас охраняется по направлениям и секторам, "персональной" же защиты нет ни у одного объекта - ни у резиденции главы государства, ни у атомных станций, ни у прочих особо важных "целей". Не исключено, что после трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне военные умы придут к мысли о необходимости крепить противовоздушную оборону города не только силами мощных зенитно-ракетных систем (С-300, С-300ПМ и пр.), истребителей-перехватчиков, но и с применением портативных, переносных ЗРК, таких как "Игла".

Конечно, в невоенное время держать на крыше даже стратегически важного здания расчет бойцов-зенитчиков - это в некотором роде паранойя. Но так можно было думать до 11 сентября. Минувший вторник перевернул все каноны противовоздушной обороны мирного времени. Поскольку при наличии хорошо организованного международного террора и самое понятие "мирное время" становится весьма условным.

Сегодняшняя Россия плохо защищена с воздуха. Парк истребителей-перехватчиков ПВО изношен на 90 процентов. Из-за проблем с финансированием авиацию покидают квалифицированные кадры. Имеющие спрос на мировом рынке вооружений отечественные зенитно-ракетные комплексы из-за дороговизны почти не поступают в части российской ПВО. Наконец, системы слежения за воздушным пространством настолько несовершенны, что в ряде случаев преодолеть заслон не составляет труда. Специалисты утверждают, что о стопроцентном контроле зоны ответственности речь уже не идет. В лучшем случае процент надежности в пределах 60-70 %.

Атака московских зданий с воздуха - отнюдь не фантастика. Весь вопрос только в том, изберут ли силы международного террора Россию в качестве такого же объекта ненависти, как и США. Пока, судя по всему, дело ограничивается поддержкой деньгами и оружием чеченской оппозиции. Но известно, что лидер исламских экстремистов Осама бен Ладен (главный подозреваемый в организации чудовищных терактов против Америки) давно уже занес и Россию в свой черный список.

Понятно, что было бы глупо зацикливаться на одной лишь опасности с воздуха. В Москве, например, до полутора миллионов человек ежедневно находится под землей - взрывы в наиболее уязвимых местах метрополитена могут обернуться не меньшим апокалипсисом, чем американская трагедия 11 сентября. Однако и по сей день в подземный город можно легко проникнуть через колодцы вентиляции или другие технологические каналы.

Как защититься от террора - вопрос, конечно, важный. Но куда более важен другой вопрос - как не стать объектом террора. А это уже политика. Качество которой, например, в отношении той же Чечни, еще более удручающее, чем качество отечественной противовоздушной обороны.

Владимир Темный, 12.09.2001