Теракт международного значения
Захват заложников в осетинском городе Беслан, по большому счету, не был таким уже неожиданным. И дело даже не том, что этот теракт стал третьим за последнее время, но и в том, что боевики никогда не скрывали своих намерений повторить "Норд-Ост". Думается, что не должно быть особых сомнений, что за этой акцией стоят полевые командиры Ичкерии. Уж больно она гармонично вписывается в их общую стратегию, выработанную еще в начале 2003 года. Суть ее заключается в использовании всех возможных средств для достижения главной цели – прекращения войны и начала переговоров между Путиным и Масхадовым.
Другое дело, что Масхадов может брать на себя ответственность только за военные операции, а за теракты нет. При этом, правда, он не упускает возможности оправдывать атаки против гражданского населения, как это делает, например, Ясер Арафат в Палестине.
Не может сейчас брать на себя теракты и Басаев, так как после рейда на Ингушетию весь мир обошли кадры, где он стоит рядом с Масхадовым. Этим и объясняется, наверное, что за последние взрывы самолетов, взрыв в Москве, отвественность взяла малоизвестная исламская организация. Однако трудно себе представить, чтобы она могла вербовать смертниц в Грозном или Ведено без помощи местных моджахедов.
Группа, захаватившая осетинскую школу, намеренно демонстрирует свою автономность, не связываясь, как это было в Москве при захвате театра на Дубровке, ни с кем из ичерийских лидеров, в Чечне или за границей. При этом террористы выдвигают, прежде всего, политические требования и стоят на том, чтобы переговоры с ними вели политики и общественные деятели, а не силовики. Предствители ФСБ и МВД, в свою очередь, всячески избегают обсуждения политических вопросов, пытаясь склонить боевиков к диалогу на тему доставки еды, обеспечения прохода в Чечню и т.д. Этим, наверное, обясняются такие сложности в установлении контактов с захватчиками школы.
По большому счету, что бы ни говорил Владимир Путин, а также люди, поддерживающие его политику, альтернатива компромиссу может быть только одна: штурм школы с возможными жертвами среди заложников. Правда, есть и другой вариант, однако вероятность того, что на него Путин пойдет, крайне мала. Вариант этот - привлечение к переговорам представителей Масхадова, что автоматически будет означать начала диалога между Кремлем и президентом Ичкерии.
Впрочем, не все так безнадежно. Последнее заседание СБ ООН, состоявшеся по требованию Кремля, вывело, наконец, чеченский конфликт на высочайший уровень мировой политики. Привлечение международных посредников для разрешения кризиса в Чечне вообще и в Беслане в частности, это как раз то, что могло бы наконец сдвинуть мирный процесс на Кавказе с мертвой точки.
При этом не нужно забывать, что даже при удачной силовой операции по освобождению заложников, боевики ее повторят вновь, так как проблема, порождающая подобные действия, никуда не исчезнет.
Справка
Самые многочисленные захваты заложников в России
1. 9-15 января 1996 года в дагестанском городе Кизляр банда Салмана Радуева захватила городскую больницу и роддом. В заложниках оказалось около 2000 человек. В результате штурма погибли 78, ранены 200. Из Кизляра банда Радуева, освободив большинство заложников, переместилась в село Первомайское, где в ходе штурма была рассеяна.
2. 14-20 июня 1995 года в Буденновске отряд Шамиля Басаева захватил больницу, в заложники были взяты 1100 человек. 164 рогиблои, 415 ранены. После неудачного штурма и переговоров отряд Басаева отпустил заложников и вернулся в Чечню.
3. 23-26 октября 2002 года банда Мовсара Бараева захватила зрителей спектакля "Норд-Ост". В заложники были взяты 912 человек, в результате штурма погибли 129, ранены около 700. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, при этом более 120 человек погибли от усыпляющего газа, примененного спецназом.
4. 1 сентября 2004 года в североосетинском Беслане, отряд Доку Умарова и "Магаса" захватил школу. В заложники взяты более 300 человек.
5. 16-19 января 1996 в Трабзоне группой чеченцев был захвачен паром "Аврасия" с 226 пассажирами. После переговоров террористы освободили заложников, сдались турецким властям и были приговорены к различным срокам заключения.
6. 9 ноября 1991 года в Минеральных Водах чеченскими террористами был угнан самолет Ту-154 "Аэрофлота". На борту находилось 178 человек. В Турции террористы отпустили заложников и сдались турецким властям, после чего были отправлены в Чечню.
7. 15-16 марта 2001 года в Стамбуле трое чеченцев захватили самолет Ту-154 "Внуковских авиалиний", вылетевший в Москву. Наб орту находились 174 пассажира. Лайнер приземлился в Саудовской Аравии, где после штурма заложники были освобождены. Одного террориста убили при штурме, двоих приговорили к 6 и 4 годам тюрьмы. Погибли двое заложников.
8. 9 июля 1995 года двое психически нездоровые жители Якутска захватили Ил-62 со 174 пассажирами. приземлился в Норильске и был взят штурмом, террористы арестованы и направлены на лечение.
9. 10 декабря 1997 года в Магадане психически больным жителем города был захвачен Ил-62 авиакомпании "Магма" со 155 пассажирами. Террорист, требовавший 10 млн долларов и вылета в Швейцарию, был задержан спецслужбами, заложники освобождены.
10. 20 февраля 1993 года в Тюмени семьей азербайджанцев Мусаевых был угнан Ту-134 с 76 пассажирами. Самолет приземлился в Стокгольме, где террористы сдались шведским властям, но были депортированы в Россию. Организатор теракта Тамерлан Мусаев получил 12 лет тюрьмы.
Коммерсант
Справка
Обращение правозащитников к президенту по поводу захвата заложников в Беслане
1 и 2 сентября 2004 года появились публикации, в которых доминирует точка зрения, что на захват заложников в Беслане Владимир Путин должен ответить кардинальной реформой спецслужб с тем, чтобы реформированные спецслужбы смогли поднять всю Россию, весь народ на борьбу с терроризмом, поскольку нынешние теракты – это война, а войну может выиграть только народ. Корни этих терактов, по мнению некоторых авторов, - мирный Хасавюртовский договор с Масхадовым (который они расценивает как позорный, унизительный для России) и международный терроризм.
Наиболее оптимальным и вероятным считается вариант, что спецслужбы попытаются добиться освобождения детей под некоторые гарантии террористам, чтобы затем уничтожить их во время отступления либо выследить и уничтожить их позже поодиночке. Таковы, как нам представляется, ожидаемые от власти большинством российского народа шаги по спасению заложников и наказанию террористов.
Мы полностью поддерживаем и считаем правильным и вовсе не унизительным для государства и для президента предложение отпустить террористов, чтобы спасти несколько сот заложников, но считаем необходимым заявить о своем резком несогласии с общим подходом руководства страны к решению проблемы защиты населения страны от террора, развязанного чеченскими смертниками и боевиками.
Мы неоднократно говорили, что за развязывание эпидемии террора в российских городах большая доля ответственности и вины лежит на руководстве страны и федеральных вооруженных силах, действия которых обесценили жизнь проживающих в Чеченской республике мирных граждан почти до нуля.
Мы уверены, что защита от террора лежит не в русле реформы спецслужб, для того чтобы они могли возглавить "народную войну" против чеченских террористов.
Мы считаем, что необходимо открыто признать, что ни у чеченских террористов в Беслане (по сведениям "Известий", группу террористов возглавляет известный в Чечне бригадный генерал Доку Умаров), ни у президента, спецслужб и народа России нет ни одного шанса на односторонний выигрыш (победу) или на бескомпромиссный выход из сложившейся трагической ситуации.
Ситуация – абсолютно патовая: захватившие заложников в Беслане террористы, по нашему мнению и в соответствии с законом, обязательно должны быть подвергнуты уголовному наказанию (хотя бы за то, что ими уже убиты во время захвата заложников несколько человек). А российское государство, президент Путин и все мы (российский народ) - не можем и не хотим допустить гибель детей при штурме, но при этом не хотим, не можем и не должны позволить террористам шантажировать нас и наше государство ни сейчас, ни в будущем (представим, что будет, если в следующий раз террористы захватят в заложники одновременно несколько сот детей в школе и атомную электростанцию).
Прекратите обманывать себя, господин президент, и твердить, что все теракты в России, включая недавние взрывы самолетов, взрыв около станции московского метро и захват заложников в Беслане, не имеют никакого отношения к войне в Чечне, а являются делом рук международных исламских террористов ("Аль-Кайды" и т.п.).
Единственный выход для власти и для российского народа – принципиальный и не унизительный, но при этом основанный на компромиссе – вести переговоры с террористами НА ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ. Террористы должны освободить детей и сдаться под международные гарантии (возможно, Совета Безопасности ООН) справедливого суда над ними. Президент России под гарантии Совета Безопасности ООН должен объявить об изменении своей политики в Чечне: должны быть признаны недействительными выборы в Чечне как незаконно проведенные в условиях фактического военного положения, и должны быть обеспечены возможности для сторонников независимости Чечни использовать законные правовые механизмы отстаивать свою позицию, т.е. должен быть реально начат процесс мирного урегулирования.
Начало этому процессу может быть положено срочным обращением власти к Аслану Масхадову с предложением принять участие в освобождении заложников.
Иначе кровопролитие и вооруженная борьба за независимость в Чечне и теракты в российских городах будут продолжаться.
Если власти дадут на это согласие, мы готовы всемерно способствовать реализации этого плана. Трагедия "Норд-Оста" не должна повториться!
Елена Боннэр, президент Фонда Андрея Сахарова
Юрий Самодуров, директор музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека"
Лев Левинсон, эксперт Института прав человека
Каринна Москаленко, руководитель российского отделения Международной комиссии юристов
02.09.2004
Статьи по теме
Теракт международного значения
Захват заложников в Беслане, по большому счету, не был таким уж неожиданным. И дело даже не том, что этот теракт стал третьим за последнее время, но и в том, что боевики никогда не скрывали своих намерений со временем повторить "Норд-Ост". Избежать повторения подобного в будущем можно лишь одним способом. Об этом - в статье обозревателя Граней.Ру Ивана Свенцицкого.
Битва за Дагестан
Недавняя вспышка насилия в Дагестане вновь заставила обратить внимание на ситуацию в этой республике. Последние нападения боевиков в стране гор ни у кого не оставляют сомнений в том, что регион балансирует на грани войны и мира. Даже в российских спецслужбах не скрывают, что в случае начала боевых действий в Дагестане переломить обстановку российская армия уже не сможет. Читайте статью обозревателя Граней.Ру Ивана Свенцицкого.
Война с правдой
После известных ингушских событий многие заговорили о возможности расползания чеченской войны по всему Северному Кавказу. При этом внимание к событиям в самой Чечне несколько ослабло, а федералы продолжают твердить, что в республике боевиков не осталось. По мнению обозревателя Граней.Ру Ивана Свенцицкого, сами боевики так не считают, что и продемонстрировали на днях.
Не в нашу пользу
Кровопролитные события, происшедшие на этой неделе в Ингушетии и в Ираке, внешне во многом сходны. И там и там боевикам удалось внезапно атаковать города, контролируемые вооруженными силами противника. И там и там нападение было направлено в основном на "коллаборационистов" из местного населения. Однако сравнение действий американских войск в иракских городах и федеральных сил в Ингушетии получается явно не в нашу пользу. Дело тут не только в превосходстве американской армии над российской, но и в том, что Вашингтон проводит в Ираке совсем другую политику, чем Москва на Северном Кавказе.