Катарская пресса: Яндарбиева заказал Сергей Иванов
Как пишет в понедельник катарская газета "Ар-Рая", в материалах дела об убийстве Зелимхана Яндарбиева, представленного прокуратурой, фигурирует "министр обороны России", сообщает Газета.Ру. По информации издания, в деле говорится, что "министр обороны России лично поручил офицеру российских спецслужб, работающему дипломатом в посольстве России в Дохе, подготовить с двумя обвиняемыми акцию".
Затем, как утверждает катарская газета, "была изготовлена бомба" из пластита, с помощью которой взорван джип чеченского командира. Как пишет "Ар-Рая", за Яндарбиевым была организована слежка через "российский искусственный спутник".
Между тем стало известно, что следующее заседание суда состоится через четыре недели. Об этом РИА "Новости" сообщил пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Илья Левитин.
В воскресенье состоялось предварительное заседание суда, на котором присутствовали оба обвиняемых, представители катарского суда и четыре адвоката - катарский, американский и два российских. Было зачитано обвинение, составленное по итогам предварительного следствия. Судья спросил обвиняемых, признают ли они себя виновными.
Российские граждане отвергли обвинение и заявили о своей невиновности, сказал Левитин. Защита потребовала предоставления всех материалов дела для тщательного анализа, беспрепятственного доступа адвокатов к задержанным и переноса рассмотрения дела по существу для подготовки защиты. "Судья удовлетворил все требования защиты и назначил следующее заседание через четыре недели", - сказал Левитин.
Как сообщает "Коммерсант", заседание суда в воскресенье началось около десяти утра и продолжалось немногим более часа. На нем публике впервые показали самих обвиняемых. Они неплохо выглядели, были одеты в обычную одежду (никаких тюремных роб). Кроме того, их появление опровергло еще один слух, давно ходивший вокруг этого дела, – будто бы оба агента - чеченцы по национальности. Один из них блондин, другой шатен с короткой бородой. Также стали известны имена задержанных. В арабской транскрипции они звучат примерно так: Анатолий Владимирович Белашков и Василий Анатольевич Бокчов (возможно - Биляшков и Покшев). Вчера представитель адвокатов заявил изданию, что точный вариант написания имен позже официально объявит МИД РФ.
Сначала прокурор Саад Ад-Дусари, представлявший позицию генпрокурора Катара, зачитал пункты обвинения (убийство господина Яндарбиева, покушение на убийство его сына Дауда, контрабанда оружия).
Прокурор сообщил: "Обвинение располагает доказательствами того, что все составляющие части взрывного устройства, при помощи которого 15 числа месяца зуль-хиджа 1425 года Хиджры совершено преступление, были доставлены в дипломатической почте посольства России в Катаре", пишет "Газета".
Затем судья Ибрагим Салех Аль-Нисф спросил у россиян, признают ли они свою вину. Они ответили отрицательно.
На скамейке рядом с обвиняемыми сидел только катарский защитник россиян Мохсен Ас-Сувейди, так как по местным законам иностранные юристы не имеют права выступать в суде. Остальные адвокаты – двое россиян и американец – сидели в зале. Господин Ас-Сувейди взял слово и попросил у суда отложить слушания на более поздний срок, сказав, что защита еще не успела детально ознакомиться с материалами дела. Трое судей, недолго посовещавшись, удовлетворили его ходатайство.
Иностранные СМИ начала процесса практически не заметили. Корреспондент агентства France Presse в Дохе Фейсал Бахджет сказал корреспонденту издания, что заметил в зале суда лишь нескольких местных журналистов. Катарские власти и до, и после процесса делали все возможное, чтобы не привлекать излишнего внимания к слушаниям. Так, государственное Катарское новостное агентство, обычно озвучивающее официальную позицию эмирата, вопреки обыкновению, никак не отреагировало на событие. В дирекции агентства корреспонденту "Коммерсанта" заявили, что никаких официальных заявлений на эту тему нет. В агентстве иностранной информации заверили, что данный судебный процесс – внутреннее дело Катара, и посоветовали обращаться в органы юстиции. Директор информационного отдела МИДа Катара Мохаммед Амр Хаммади также заявил "Коммерсанту", что данное дело очень незначительно и МИД уже перестал им интересоваться, им занимается исключительно Генпрокуратура.
В свою очередь, начальник информационного отдела Генпрокуратуры Абдалла Аль-Джасим предположил, что до следующего заседания суда никаких изменений в деле произойти не может. "Можете об этом деле больше не беспокоиться, если что-то важное произойдет, я первым делом вам позвоню и все расскажу", – доверительно сообщил катарский чиновник.
Комментарий
Достоверно известно, что обвиняемые своей вины не признали. Значит, имя Сергея Иванова угодило в дело об убийстве Яндарбиева не с их подачи. Вряд ли эту информацию выдал катарской прокуратуре тот самый дипломат, которому министр обороны якобы ставил такую задачу. Наверняка все представители спецслужб, работавшие в Дохе под дипломатическим прикрытием, уже давно в Москве. И все-таки в контексте этого дела разыгрывается (кем - это отдельный вопрос) имя не кого-либо из руководителей российских спецслужб, а именно министра обороны Сергея Иванова. Почему?
Формально в подчинении министра обороны лишь одна спецслужба – Главное разведуправление Генштаба ВС РФ. Странами Азии там занимается третье управление. ГРУ, как и Служба внешней разведки, создано для проведения спецопераций за рубежом. Официально эти спецоперации проводятся исключительно в русле сбора разведданных. Какие могут быть отклонения от основного профиля, можно только гадать. Это самая закрытая спецслужбой России (характерная деталь - из всех разведывательных организаций только ГРУ не имеет своей пресс-службы). Но сомневаться в том, что ГРУ выполнит любой приказ своего министра, не приходится.
Однако же фигура Иванова такова, что и Служба внешней разведки, и Федеральная служба безопасности ему не чужды. Выходец из СВР (выпускник 101-й школы Первого главного управления КГБ – ныне СВР), Иванов не только сохранил старые связи, но и укрепил административные кадры Минобороны кадровыми разведчиками. Причем, не только из СВР, но и ФСБ, где Сергей Борисович тоже успел поруководить. В каком-то смысле можно говорить, что Иванов стирает грани между российскими спецслужбами.
Иванов, пожалуй, самый раскрученный на Западе российский руководитель после Путина. Жесткие, нередко откровенно агрессивные заявления создают ему репутацию этакого российского "ястреба". Добавим к этому имидж соратника президента, пользующегося особым доверием шефа, а значит, имеющего влияние не только на оборонную сферу, но и в целом на внутреннюю и внешнюю политику, - и можно понять катарских наблюдателей, выделивших из всех российских силовиков именно министра обороны РФ Сергея Иванова.
Дословно
Вячеслав Седов
(О публикации в газете "Ар-Рая")
Комментировать подобный вздор не считаю возможным.
Интерфакс, 12.04.2004