статья После американских генералов за Саддама взялись американские судьи

Владимир Абаринов, 08.05.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

В январе этого года судья окружного федерального суда в Нью-Йорке Гарольд Баер принял к своему производству иск, поданный ближайшими родственниками двух жертв террористической атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года - 38-летнего Джорджа Эрика Смита и 35-летнего Тимоти Суласа, занимавших высокооплачиваемые должности в крупных инвестиционных компаниях. В качестве ответчиков привлекались "Талибан", "Аль-Кайда", Осама бен Ладен, Саддам Хусейн и правительство Ирака. После того как ответчики, как и можно было ожидать, не явились в судебное заседание в ответ на публичное приглашение, Баер решил провести слушания в их отсутствие. Претензии истцов основаны на федеральном законе 1996 года, позволяющем вчинять иски правительствам стран, которые значатся в составленном Госдепартаментом США перечне государств-спонсоров международного терроризма.

Поскольку "авторство" "Аль-Кайды" и причастность "Талибана" к терактам 11 сентября вряд ли могут быть оспорены, адвокаты сосредоточились на доказательствах связей организации бен Ладена с режимом Саддама Хусейна. В качестве таких доказательств суду были представлены сведения о встречах главаря заговорщиков Мохаммеда Атты с иракским дипломатом в Праге, выступление на заседании СБ ООН госсекретаря США Колина Пауэлла, а также опубликованные в прессе показания иракских перебежчиков о лагере Салман-Пак, где иракские спецслужбы готовили террористов (в марте, когда слушалось дело, эти рассказы еще не имели подтверждения; сегодня уже известно, что силы коалиции, в полном соответствии с данными перебежчиков, нашли в Салман-Паке фюзеляж "Боинга”, на котором воспитанники саддамовской охранки отрабатывали приемы угона самолета). Суд заслушал также показания ряда экспертов по международному терроризму. Судья Гарольд Баер счел эти свидетельства вполне достаточными.

За ходом процесса внимательно наблюдали адвокаты, представляющие интересы пострадавших семей в аналогичных исках, еще не добравшихся до заключительной стадии. Ключевым вопросом было, удастся ли убедить суд в том, что за 11 сентября несет ответственность режим Саддама Хусейна: с "Аль-Кайды" и бен Ладена взыскать по большому счету нечего, иракских же денег в 1990 году в американских банках заморожено почти на два миллиарда. Из этих средств истцы и рассчитывают получить компенсацию.

Вопрос о компенсациях семьям жертв и пострадавшим от терактов 11 сентября в США стоит довольно остро. Вскоре после трагедии Конгресс учредил специальный федеральный фонд, правление которого принимает решение о сумме компенсации в каждом отдельном случае с учетом прежде всего доходов, которых лишился заявитель в результате гибели своего родственника. Недавно фонд продлил еще на полгода крайний срок подачи заявлений; срок этот истек в марте, однако заявления подали пока чуть больше половины пострадавших семей. Причина в том, что, обращаясь в федеральный фонд, заявитель должен отказаться от своего права предъявлять какие-либо материальные претензии в судебном порядке. Гражданская тяжба по такому делу – затея хлопотная и дорогостоящая. От истца требуется доказать вину либо владельца здания, либо федеральных спасательных служб, либо, наконец, правительства, не обеспечившего защиту граждан от терроризма. Такой судебный спор по плечу лишь лучшим адвокатам страны, огромные деньги надо выложить за проведение различных экспертиз. Поэтому многие родственники жертв выбрали гарантированную компенсацию.

В настоящее время администрация фонда приняла решение о выплате компенсации 358 заявителям, но только в 224 случаях заявители согласились с предложенной суммой. Эта сумма определяется на строго индивидуальной основе, исходя прежде всего из заработков погибшего. При доходах ниже 231 000 долларов в год (98 процентов американцев получают меньше) сумма компенсации составляет примерно 1,5 миллиона долларов. Однако во Всемирном торговом центре погибли люди, чьи доходы определялись гораздо более высокими цифрами. В одном случае фонд определил сумму компенсации в 6,7 миллиона долларов, причем речь шла не об убитом, а о раненом. При этом распорядитель фонда Кеннет Файнберг заявил, что в дальнейшем компенсацию свыше 6 миллионов не утвердит ни при каких условиях. Действия Файнберга повлекли за собой немедленные юридические последствия. Родственники жертв, которых никто не лишал права вчинять иски фонду, этим правом воспользовались. 14 апреля в федеральном окружном суде Нью-Йорка начались слушания по коллективному иску, податели которого утверждают, что Кеннет Файнберг неоправданно занижает сумму компенсации, пользуясь расплывчатыми формулировками закона, в котором сказано, что фонд должен учитывать индивидуальные обстоятельства в каждом отдельном случае. Размер возмещения неэкономического ущерба Файнберг ограничил четвертью миллиона на каждого погибшего и 100 тысячами долларов каждому члену семьи (то есть в том случае, если у погибшего остался один родственник, он получит 100 тысяч, если 10 – они получат 250 тысяч на круг). Эти ограничения не оспариваются.

Факт получения компенсации за счет федерального фонда не препятствует искам в отношении организаторов терактов или их пособников – этим своим правом и воспользовались семьи, выигравшие дело в Нью-Йорке.

Владимир Абаринов, 08.05.2003


новость Новости по теме