статья Полезные мифы и вредная правда

Семен Бородин, 06.07.2001
Спасательные работы на месте катастрофы под Иркутском. 4 июля. Фото Reuters

Спасательные работы на месте катастрофы под Иркутском. 4 июля. Фото Reuters

В понедельник, по утверждению источника в аппарате вице-премьера Ильи Клебанова, будет скорее всего объявлено об ошибках как пилотов Ту-154М, так и диспетчерской службы, которая вела самолет при заходе его на посадку. Ситуация развивалась штатно, то есть без каких-либо отклонений от обычного режима полета, до того момента как лайнер вышел на третий разворот (а не круг, как ошибочно сообщалось информагентствами) и начал снижение. Пилот доложил, что видит полосу. Значит, он наблюдал ВПП визуально, а не только по приборам. Поэтому даже отказ локатора и авиагоризонта, которые являются основными источниками информации для пилотов при нулевой видимости, в данном случае не мог сыграть роковую роль. А дальше... Дальше за несколько секунд случилось нечто непоправимое. И специалисты склонны считать, что это непоправимое - дело рук человека.

В чем мог ошибиться летчик? В выборе угла посадки, в скоростном режиме. Пошел над глиссадой, ниже глиссады, не справился с высотой... Как бы там ни было, самолет получил крен и, по терминологии авиаторов, свалился.

Ошибки пилотов - не такая уж редкость в пассажирской авиации. Негласная этика, правда, предписывает о таких случаях умалчивать или хотя бы излагать их в предельно щадящем, деликатном ключе. Объяснения тому два. Первое: как-то это не по людски - полоскать имя того, кто уже не сможет сказать слово в свою защиту. И за промах свой он заплатил сполна. Второе, более приземленное: не резон расшатывать веру пассажиров в пилота.

Если все время держать в голове, что человек, которому ты доверяешь свою жизнь, может элементарно перетянуть на себя штурвал, ошибиться в выборе высоты и скорости, всего лишь чуть-чуть промедлить с шасси, или выпустить не под тем углом закрылки - ну что там еще подвержено "человеческому фактору" в многомудром организме современного лайнера? - так вот, если видеть в летчике такого же "водилу", как шофер сельского "зила" (да еще в день получки), то ноги сами понесут вас от трапа самолета и от всей этой аэрофлотовской прелести куда подальше. Мифы не всегда создаются для того, чтобы морочить голову людям. Миф о свернадежности пассажирских авиалиний и суперпрофессионализме пилотов безусловно не менее полезен, чем мятные конфетки, которые помогают пассажирам справиться с дурнотой во время полета. Однако статистика утверждает: в 9 из 10 ЧП на воздушном транпорте есть след человека.

В этом случае можно грешить и на действие диспетчерской службы, которая позволяет пилоту видеть самолет со стороны, ориентироваться за штурвалом и с закрытыми глазами. Так должно быть в идеале. Но ошибки диспетчеров - как ни вредно это знать пассажирам - тоже бывают. Как и ошибки летчиков, они не подлежат огласке.

Конечено, подводит и техника. И настораживает та категоричность, которая начала звучать в заявлениях авиационного люда уже на второй день после катастрофы под Иркутском - мол, двигатели ни при чем, вообще "железо" вне подозрений. Словно бы уже сама мысль о том, что отечественная техника может отказать, абсурдна. Но в 90-х годах из-за отказа двигателей погибли два самолета Ту-154М - в январе 1994 года под Иркутском и в августе 1998 года в Эквадоре. Вряд ли следует несмотря ни на что защищать марку ходкой на внешнем рынке отечественной продукции. Суть дела в элементарном уважении к человеческой жизни. Это самое уважение требует проверить, не считаясь с затратами, всю технологическую цепочку сборки двигателей, установленных на этом типе самолета, равно как и всю электронно-механическую начинку 154-го. Меры предосторожности в таких случаях не могут быть чрезмерными. Пусть под покровом тайны, если того требуют коммерческие интересы, но это должно быть сделано.

Есть опасность, что все может сложиться в дальнейшем по обычной схеме: вину спишут на пилота (а может, еще в стрелочниках окажется и диспетчер), отечественной технике пропоют осанну, напишут кипу бумаг о том, что надо сделать, чтобы такое больше не повторилось, и задвинут эту кипу в дальний ящик. Интерес к неудобной взлетно-посадочной полосе в Иркутске, к тревожной статистике с двигателями D-30KU, к проблеме профессионализма летного состава при размножении авиакомпаний в обществе быстро угаснет. В российской хронике дня найдутся новые леденящие кровь сюжеты.

Справки Граней.Ру:

Катастрофы Ту-154
Туполев - 154M
10 самых страшных авиакатастроф в истории
Крупнейшие авиакатастрофы 2001 года
Крупнейшие авиакатастрофы 2000 года
Жертвы авиакатастроф

Семен Бородин, 06.07.2001