Замдиректора ГУ "Атомфлот" задержан при попытке продать ядерные материалы
Заместитель директора Государственного унитарного ремонтно-технологического предприятия атомного флота (ГУ РТП "Атомфлот") 50-летний Александр Тюляков был задержан сотрудниками УФСБ по Мурманской области при попытке продать чемоданчик с ядерными материалами. Об этом пишут Guardian и "Независимая газета" со ссылкой на газету "Норд-вест курьер". В чемоданчике находилось вещество, которое содержало уран-235. Его количества было бы достаточно для изготовления так называемой "грязной бомбы".
В роли покупателей, по данным газеты, выступали сотрудники спецслужб, которые установили с Тюляковым контакт после того, как спецслужбы получили информацию о том, что он ищет возможность продать радиоактивный материал. Сотрудники ФСБ всю операцию, проведенную в начале сентября, сняли на видеокамеру.
При обыске в квартире Тюлякова в центре Мурманска в другом чемоданчике нашли вещество с содержанием урана-238. Подобное вещество чуть позже было обнаружено и в гараже Тюлякова.
Как пишет Guardian, пока неизвестно, откуда он получил уран: от своего заказчика "Атомфлота", который осуществляет заправку арктических ледоколов на верфи в Мурманске, или от партнеров в атомной промышленности.
Следователи не дают комментариев по поводу качества радиоактивного материала, который еще исследуется. Андрей Петрункин, глава следственного отдела мурманской милиции, заявил: "Могу сказать только, что вещество содержит уран-235, уран-238, радий и продукты их распада". Концентрация веществ в материале в несколько раз превышает уровень, считающийся безопасным, добавил он. Тот факт, что радиоактивные материалы были обнаружены вместе с отработанными продуктами, дает основания полагать, что в чемодане находилось отработанное ядерное топливо, добавляет Guardian. Очистить отработанное топливо до состояния, пригодного для изготовления ядерного оружия, очень трудно, но его можно использовать в "грязной бомбе", где обычная взрывчатка применяется для распространения радиоактивного заражения на большой территории.
Как пишет "Независимая", сюжет об аресте Тюлякова показал мурманский телеканал "Мурман". Директор мурманского ГУ РТП "Атомфлот" Александр Синяев заявил, что готов подать на телеканал в суд, "чтобы поняли, наконец, что грязные делишки Тюлякова не имеют никакого отношения к "Атомфлоту". Коллеги Тюлякова уверяют, что давно понимали, чем именно промышляет заместитель директора: "На наши зарплаты не купишь ни такого загородного коттеджа, который построил Тюляков, ни вместительной квартиры в хорошем районе Мурманска, ни шикарной иномарки, на которой он раскатывал. Тюляков был заместителем по административным вопросам. Занимался покупкой продуктов для столовой, продажей металлического лома, мазутом, бензином..."
"В нашей мурманской печати была версия, - рассказал "Независимой газете" исполнительный директор экологического фонда "Гармоничное развитие" Дмитрий Доля, - что господин Тюляков якобы планировал продать ядерные топливные сборки за 50 тыс. долларов и что все они были с "Атомфлота".
"Атомфлот", называвшийся до недавнего времени "База-92", никогда не давал поводов говорить о себе плохо с 1960 года, когда появился на свет. Именно "База-92" занималась обслуживанием первого атомного ледокола "Ленин".
Как передает Интерфакс, Тюлякову предъявлено обвинение в незаконном обращении с ядерными материалами (статья 220 УК РФ). В следственном управлении УВД по Мурманской области говорят, что пока не установлено, где, как и для чего он приобрел радиоактивное вещество. Начальник УФСБ по Мурманской области Александр Малюченков призвал журналистов "не мешать следствию своими догадками, измышлениями, сколько чемоданчиков и с чем найдено у задержанного". По его словам, "до завершения работы экспертов говорить о том, какое вещество было изъято: уран-235 или уран-238, и как можно его применить, преждевременно".
Комментарий
Бизнес на ядерных материалах в России стал обретать размах в начале девяностых. По данным Минатома, с 1992г. по 1995г. было зафиксировано 52 случая хищений ядерных материалов. Впоследствии данные о хищениях "товарного атома" были засекречены. Причем, засекречены даже для самого Госатомнадзора РФ. Об этом на страницах журнала "Проблемы глобальной безопасности" еще в прошлом году говорил Владимир Кузнецов, директор программы по ядерной и радиационной безопасности объектов атомной энергетики.
История с Тюляковым всплыла, скорее всего, потому, что ею занималась ФСБ. На фоне сомнительных дел о шпионах-ученых этот случай вполне может свидетельстовать о том, что чекисты не всегда даром едят хлеб. Но вот скажется ли дело Тюлякова на системе учета и контроля ядерных материалов? По мнению специалистов, за последние годы она изрядно порушена. Хотя стараниями Минатома и создается соответствующая федеральная информационная система, но ее данные больше завязаны на бумажные отчеты (по принципу бухглатерского учета), а не на прямых измерениях с помощью приборов. Иначе говоря, любой завхоз предприятий Минатома может химичить с отчетностью, таская при этом обогащенный уран чемоданами.
Да ладно бы завхоз...Вероятнее всего, что при существующей в России системе контроля за ядерными материалами, при суперсекретности, исключающей всякий общественный контроль за ядерными кладовыми, этот бизнес может быть поставлен на поток. И одиночка Тюляков по сравнению с истинными масштабми ядерного криминала окажется просто мелким несуном.