статья Законодатель выгоды не упустит

Владимир Абаринов, 18.12.2002
Гэри Кондит. Фото с сайта www.parool.nl

Гэри Кондит. Фото с сайта www.parool.nl

После загадочного исчезновения Шандры Ливи Гэри Кондит долго изворачивался, признаваясь лишь в том, что следствие уже знало и без него, избавлялся от улик и просил другую свою интимную подругу дать ложные показания агентам ФБР. Он так и не ответил на вопрос, состоял ли он в сексуальных отношениях с Шандрой, заявляя, что это его частное дело. В итоге Кондит проиграл не то что выборы в палату, но даже партийную номинацию; многообещающей политической карьере наступил конец.

Теперь он решил хотя бы заработать на скандале. Кондит вчинил иск литератору Доминику Данну на 11 миллионов долларов, обвиняя его в клевете. Данн – известный мастер криминального жанра; он не только сочиняет детективы на основе реальных дел, но и расследует настоящие преступления. Он выбрал эту стезю после того, как его дочь погибла от руки убийцы. Своей специальностью Данн сделал преступления в высшем свете. Он показал Америке изнанку частной жизни тех, чьи портреты на сходят с глянцевых обложек и телеэкранов. Данна боятся, перед ним заискивают, но он не знает пощады.

В начале этого года Доминик Данн опубликовал сенсационную версию дела Ливи. По словам Данна, после того, как он появился в телешоу Ларри Кинга со своими комментариями по этому делу, ему позвонил живущий в Гамбурге американец, профессионально занимающийся психологией лошадей; благодаря своей специальности он часто ездит в страны Ближнего Востока, где работает в частных конюшнях. Этот человек рассказал Данну о существовании преступного сообщества, занимающегося похищением женщин с целью последующей сексуальной эксплуатации правящим классом арабского мира. Звонивший утверждал, что банда действует и на территории США, переправляя жертвы через посольства ближневосточных стран, а ее главарь как раз находился в Вашингтоне в те дни, когда пропала Шандра Ливи. По предположению Данна, Шандра была похищена и доставлена в посольство, где ей вкололи наркотик, после чего в полубессознательном состоянии погрузили на частный самолет. Затем, возможно, она была убита, а ее труп выброшен в океан.

Доминик Данн говорил, что не может подтвердить свою версию, но обращал внимание на то, что Гэри Кондит был частым гостем в посольствах арабских стран.

Однако в мае полиция наконец нашла разложившийся труп Шандры Ливи в парке Рок-Крик в Вашингтоне. После этого Доминик Данн заявил, что звонок из Гамбурга оказался ложным следом. Тем не менее он не считает выдумкой историю о банде похитителей и по-прежнему подозревает, что Гэри Кондит знает больше, чем он рассказал в своих показаниях.

Кондит никогда не был подозреваемым в деле Ливи. Подчеркивая это, адвокат Кондита говорит, что его клиент "глубоко травмирован" беспочвенными обвинениями, пребывает в состоянии тяжелого эмоционального упадка и по этой причине лишен возможности зарабатывать себе на жизнь, в связи с чем просит суд взыскать с ответчика компенсацию не только за моральный ущерб, но и за упущенную выгоду. Непонятно только, почему Кондит так долго терзался своими травмами, покуда не собрался вчинить иск, – видимо, чтобы упустить побольше выгоды.

Между тем расследование дела Ливи после обнаружения ее останков получило новый импульс и новое направление. Появилась теория сексуального маньяка. После просмотра полицейских досье взоры сыщиков обратились к человеку, отбывающему 10-летний тюремный срок за нападение на двух женщин, совершавших пробежку в парке Рок-Крик. Нападения были совершены неподалеку от места, где был найден труп Ливи, спустя две недели и два месяца после ее исчезновения. Осужденный за эти преступления 19-летний Ингмар Гуандике – нелегальный иммигрант из Сальвадора. Свидетель Шила Круз, администратор дома, в котором он жил, показала, что как раз в дни исчезновения Шандры Ливи на лице Гуандике появились ссадины. Он объяснил, что подрался со своей подругой, однако подруга Айрис Портильо категорически отрицает, что исцарапала ему лицо. Никаких улик, связывающих Гуандике со смертью Ливи, пока не найдено. Детективы направили на генетическую экспертизу одежду, в которой он был арестован. Гуандике подвергся испытанию на полиграфе и успешно прошел его, однако теперь следователи говорят, что сомневаются в результатах проверки, поскольку допрос велся при участии переводчика, а не испаноговорящего эксперта, как полагается.

Наконец, как удалось узнать репортерам Washington Post, в распоряжении следствия оказались письма, которые Гуандике рассылал понравившимся ему женщинам; эти послания содержат признания в любви и рисунки, изображающие лошадок и девушек с цветочными гирляндами на шее. Особняком стоит письмо женщине, которую отправитель ни разу в жизни не встречал. Оно пришло из тюрьмы в мае этого года; адресат послания – женщина, фотографию которой Гуандике увидел в испаноязычной газете в рекламе страхового агентства. И текст, и рисунки WP характеризует как порнографические. Дама, получившая это письмо, передала его в полицию в августе, после того как узнала, что следствие склоняется к версии о непричастности Гуандике к убийству Ливи, поскольку обе бегуньи, на которых он напал в парке, – рослые блондинки, тогда как Шандра – миниатюрная брюнетка. Женщина, получившая непристойное письмо, тоже брюнетка.

Владимир Абаринов, 18.12.2002