В деле "ЮКОСа" открылся второй фронт
Воскресное приложение к Financial Times опубликовало результаты "собственного расследования" сотрудничества юриста Стивена Кертиса с Group MENATEP, крупнейшего акционера НК "ЮКОС", пишет "Коммерсант". Скандальные результаты расследования могут стать поводом для обращения в суд с исками к FT со стороны ряда российских юристов и предпринимателей. В то же время характер использованной FT информации позволяет предположить, что в деле "ЮКОСа" появился новый игрок, считает газета: не связанный с российской прокуратурой и преследующий свои финансовые интересы.
Публикация "Накануне катастрофы" журналиста Томаса Кэтана была выпущена The Financial Times в еженедельном приложении Weekend Magazine 14 мая и анонсирована как собственное расследование роли в деятельности "ЮКОСа" юриста Стивена Кертиса, погибшего 3 марта в авиакатастрофе, а также финансиста с острова Мэн Питера Бонда, работавшего в компании Valmet. Автор статьи делает вывод, что господа Кертис и Бонд являлись создателями корпоративной структуры, на которой основывались финансовые операции совладельцев Group MENATEP, в том числе Михаила Ходорковского. По мнению FT, эта структура могла служить для противозаконного вывода прибыли из "ЮКОСа" и укрытия средств его акционеров от налогообложения.
Цель создания сети офшоров, как утверждает FT, заключалась "в сокрытии прибыли от продажи российской нефти, с тем чтобы она не попадала в балансовую отчетность "ЮКОСа". "Это могло быть использовано для введения в заблуждение миноритарных акционеров, которыми были в основном иностранные инвесторы", – пишет Томас Кэтан. Он также приводит сведения о том, что Valmet не менее тесно связана с бизнесом Романа Абрамовича и Бориса Березовского. Однако автор в обоих случаях сослался на то, что подтверждений незаконности сотрудничества Valmet и этих бизнесменов у него нет.
Британское издание доказывает тесные связи между Valmet, юридической конторой Кертиса Curtis & Co. и Group MENATEP, в том числе ссылаясь на конфиденциальную записку о встрече между господами Кертисом и Бондом 1 июня 1999 года в офисе Curtis & Co. в Лондоне. Из нее якобы следует, что Стивен Кертис и Питер Бонд "создали финансовую структуру, в которую входила сеть холдинговых компаний, простиравшаяся от Гибралтара до Кипра и острова Мэн" (эта группа компаний, по данным FT, имела кодовое название Jurby Lake, "Озеро Джерби" – по названию одной из достопримечательностей острова Мэн). "В протоколе встречи упоминаются еще два лица, их же имена встречаются и в личной переписке Кертиса: Виктор Прокофьев, в то время работавший в МЕНАТЕПе, и Василий Алексанян, юрист "ЮКОСа",– пишет FT. Газета утверждает, что Curtis & Co., Valmet, Group MENATEP и Jurby Lake связаны на уровне капитала (так, приводятся сведения о том, что Group MENATEP принадлежало 20% Valmet Group) и менеджмента.
Компании и лица, упомянутые в статье, отнеслись к ее появлению негативно. Адвокат Василий Алексанян вчера назвал публикацию FT "тенденциозной", а сделанные в ней утверждения "беспочвенными". "Мы разберемся, откуда FT взяла всю эту информацию, и я подумаю, как мне реагировать на эту статью",– сказал "Коммерсанту" Алексанян. Он также заявил, что "описанной в газете схемы ухода от налогов не существовало". Пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин, в свою очередь, сказал, что юристы компании намерены "внимательно изучить публикацию в FT". Он не исключил, что по итогам этого изучения "ЮКОС" может подать на газету в суд. Не исключают этого и источники в Group MENATEP, связывающие появление публикации в FT с передачей дела Михаила Ходорковского в суд.
Справка
Group MENATEP
Group MENATEP Ltd зарегистрирована на Гибралтаре в сентябре 1997 года (до января 1998 года компания называлась FLAYMON Ltd). В июне 2002 года, когда MENATEP раскрыла информацию о своих владельцах, ей принадлежали 61,01% акций НК "ЮКОС". Крупнейшим акционером группы (50% бумаг) был назван траст, единственным бенефициаром которого являлся тогда президент "ЮКОСа" Михаил Ходорковский, владевший также 9,5% акций MENATEP напрямую. Кроме того, владельцем 8% акций MENATEP был назван Леонид Невзлин, по 7% бумаг принадлежали Платону Лебедеву, Владимиру Дубову, Михаилу Брудно и Василию Шахновскому, в 2003 году обвиненным Генпрокуратурой в ряде экономических и налоговых преступлений. Еще 4,5% бумаг были распределены между пятью бывшими менеджерами "ЮКОСа" и близкими к нему структурами. В 2003 году доля MENATEP в "ЮКОСе" снизилась до 44,16% после допэмиссии бумаг нефтекомпании, проведенной в рамках готовившегося поглощения НК "Сибнефть".
По выписке из реестра акционеров Group MENATEP, в настоящее время ее бумаги помещены в восемь трастов, управляемых двумя трастовыми компаниями, зарегистрированными на Британских Нормандских островах. Palmus Trust существовал еще в июне 2002 года. Это именно тот траст, бенефициаром которого был Михаил Ходорковский. Держателем акций траста является его управляющая компания Palmus Trust Company Ltd. Акции остальных трастов находятся в номинальном держании у семи компаний - номинальных держателей: Pavo Nominees Ltd, Pictor Nominees Ltd, Auriga Nominees Ltd, Draco Nominees Ltd, Mensa Nominees Ltd, Hicana Nominees Ltd и Carina Nominees Ltd. Все они зарегистрированы по одному адресу на Британских Виргинских островах.
Контрольный пакет бумаг Group MENATEP управляется компанией, которая получила в Англии весьма скандальную известность. Rysaffe Trust Ltd неоднократно обвинялась британскими властями в различных правонарушениях. Налоговые органы пытались, впрочем, безуспешно, через суд добиться признания незаконными трастовых схем ухода от налогов, которые Rysaffe предлагала своим клиентам. Кроме того, компанию обвиняют в том, что с помощью организации трастов она помогала клиентам обходить нормы британского фондового рынка, предписывающие раскрывать владельцев более чем 3% акций публично торгующихся компаний.
По имеющейся информации, нынешняя структура акционеров Group MENATEP была сформирована еще до ареста Михаила Ходорковского и базируется на старой схеме.
Коммерсант, 26.02.2004