Данильян: В Кремле закон о страховании вкладов менять не собирались
В администрации президента никакого решения об изменения параметров закона о страховании вкладов не было и нет, заявил журналистам в среду начальник экономического управления президента Антон Данилов-Данильян.
Комментируя появившуюся в ряде СМИ информацию о письме Данилова-Данильяна в правительство, в котором якобы содержится информация о том, что эти параметры будут изменены, кремлевский представитель отметил, что в его письме "ссылок на какое-либо решение в отношении этого закона не было".
"Это просто памятка на случай неблагоприятного развития событий", - сказал он, добавив, что не понимает, почему именно это письмо вызвало такой резонанс. "Мы часто пишем памятки правительству о законах, которые были сильно изменены в ходе чтений", - подчеркнул Данилов-Данильян.
По его словам, перед третьим чтением Михаил Задорнов внес ряд поправок, которые могли бы существенно изменить согласованный после второго чтения вариант закона. "Но мы не стали блокировать очень нужный закон, рекомендовали его принять президенту, он вступил в силу и будет работать, весьма долго", - отметил начальник управления.
В то же время, считает он, "необходимо иметь в виду те системы, которые действуют за рубежом, и те тенденции интеграции, которые происходят в Англии, Австрии". По его словам, в России "с вкладчика фактически снята любая ответственность за выбор банка". "Это движение не в сторону современного рыночного хозяйства, а назад", - полагает Данилов-Данильян.
По его мнению, вкладчик должен изучать состояние банка, а так получается, что недобросовестный банк, например, может обратить деньги юридических лиц в деньги своих сотрудников.
Кремлевский представитель предлагает "увеличить верхнюю планку (суммы вкладов, подлежащих страхованию), но оставить саму шкалу". "Давайте не забывать про это, и если возникнет сложность, давайте вернемся к тем вариантам закона, которые предлагались", - подчеркнул он.
Сейчас государство взяло на себя 100-процентное страхование вкладов в банках по суммам до 100 тысяч рублей.
Справка
От "гарантирования" до "страхования"
Самая идея закона о страховании (поначалу использовали термин "гарантирование") вкладов физлиц в банках появилась в начале 1990-х. Когда в августе 1995 года в России случился первый системный кризис, эксперты рассуждали о том, что было бы, если бы закон на тот момент уже действовал. И в Думе закипела работа. Однако, к августу 1998-го закон так и не был принят. И о том, "что было бы, если бы", заговорили вновь. От слов к делу перешли на рубеже 1999–2000 годов, когда об эксперименте с гарантированием вкладов задумались в Агентстве по реструктуризации кредитных организаций. Система распространялась на банки, находящиеся под управлением АРКО.
Вскоре после президентских выборов 2000 года президент Путин провел первое экономическое совещание, на которое были приглашены и руководители крупнейших российских банков. Одно из поручений, данных тогда президентом правительству, касалось как раз подготовки концепции гарантирования банковских вкладов. С тех пор этим вопросом и занимаются в Минэкономразвития, Минфине, Банке России и АРКО.
При решении президентской задачи не все у названных институтов шло гладко. Кто-то ссылается на то, что новое масштабное начинание всегда рождается в муках; иные же вспоминают о банальных межведомственных разногласиях. Вот лишь один пример: выплаты вкладчикам в случае наступления страхового или гарантийного случая (поначалу под таковым понимался лишь отзыв лицензии на осуществление банковских операций) производит организация-гарант. При этом ликвидацией самого банка могут заниматься совсем иные лица (заметим, что опыт последних лет показал: ликвидация – весьма доходный бизнес).
Возникает вопрос о системе корпоративного ликвидаторства, а параллельно – спор о том, следует ли совмещать в одних руках функции ликвидатора и гаранта. Сторонники разделения этих функций апеллируют к зарубежному опыту; противники предлагают вспомнить, что в российских условиях на согласования и утряски текущих вопросов ликвидатором и гарантом может уйти непростительно много времени. К тому же за последние годы стоимость ликвидационных процедур по некоторым банкам перекрывала сумму выплат их кредиторам. И удовлетворить удается далеко не всех, даже из первой очереди. Оттого совмещение функций ликвидатора и гаранта, не имеющего коммерческой заинтересованности в банкротстве, представлялось оптимальным решением.
Так или иначе, межведомственные противоречия удалось разрешить. Говорят, что ситуация существенно изменилась после прихода в ЦБ команды Сергея Игнатьева. Появилась ясность и в других "технических" вопросах: скажем, о финансировании фонда, из которого деньги пойдут вкладчикам в случае наступления страхового случая.
Грани.Ру, 19.11.2003
Статьи по теме
Вкладчики в законе
Еще в начале сессии казалось, что законопроект о страховании частных депозитов переживет и этот состав Госдумы. Но неожиданно для многих депутаты "одумались", на ура пропустив в среду документ через второе чтение. Ожидается, что уже в ближайшие дни состоится и третье. Потом, уже в декабре, Совфед и автограф президента, а в январе – официальная публикация закона, означающая его вступление в силу.
Страхование вкладов и перестраховщики во власти
Дума отложила на неделю рассмотрение законопроекта о страховании депозитов. Часть депутатов верит в принятие этого важного для вкладчиков (которые по совместительству еще и избиратели) документа, но некоторые эксперты считают, что законопроект "перележал", и оценивают его шансы весьма пессимистично. Система страхования депозитов явно нужна. Но вот как к ней подойти, не ущемив интересы ни одной из властных структур, понять нелегко. В ситуации попробовал разобраться обозреватель "Граней" Ярослав Скворцов.