Финансовый директор Enron и его жена согласны признать свою вину
Бывший директор-распорядитель компании Enron Эндрю Фэстоу и его жена Ли согласились в суде признать свою вину в соучастии в масштабных финансовых махинациях в 2001 году. Об этом сообщает АР со ссылкой на информированные источники. Взамен судья пообещал при вынесении приговора Ли Фэстоу огранчиться 5-месячным сроком заключения. Ли признает себя виновной в неуплате налогов, а ее муж сознается по некоторым из 98 выдвинутых против него обвинений. В частности, Эндрю Фастоу обвиняется в мошенничестве, инсайдерных операциях с ценными бумагами и подделке бухгалтерской отчетности. Ли, которая занимала должность помощника финансового директора, обвиняется в участии в мошенничестве с использованием электронных средств коммуникации, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Ранее они заявляли о своей невиновности.
АР не исключает, что компромисс правосудия с Фэстоу может помочь собрать доказательства вины топ-менеджеров Enron Кеннета Лэя и Джеффри Скиллинга, которым пока не предъявлено никаких обвинений.
Обвинения супругам Фэстоу были предъявлены в октябре 2002 года. Enron объявил о своей финансовой несостоятельности 2 декабря 2001 года, обратившись в суд по делам о банкротствах. Не только в США, но и в мире не было более крупной компании, специализирующейся на купле-продаже электроэнергии и энергоносителей. Общая протяженность сети газопроводов, которой владеет Enron, составляет 30 тысяч миль. Компания оперирует в двух десятках стран на четырех континентах. Стоимость ее активов – 47,3 миллиарда долларов. Несколько лет назад Enron совершил крайне неудачную сделку, купив компанию, которая принесла одни убытки. Профессионализм управляющих именно в том и заключается, чтобы в трудных обстоятельствах определить приоритетные направления и решительно избавиться от балласта. Но если показать в отчетах убытки, это может снизить кредитный рейтинг компании, от нее отвернутся инвесторы, нервные акционеры начнут избавляться от своих пакетов – в итоге компания лишится оборотных средств, столь необходимых ей именно в этот острый момент. Enron пошел по пути искажения отчетности. В 1998 году на должность финансового директора Enron был назначен 36-летний Эндрю Фэстоу, уже восемь лет проработавший в фирме и снискавший репутацию финансового вундеркинда. Он изобрел хитроумную схему, позволявшую компании не только исключать убытки из своих бухгалтерских документов, но и привлекать новые инвестиции, и уклоняться от уплаты налогов. Фэстоу начал создавать товарищества с компаниями, зарегистрированными по всему миру – как правило, в оффшорных зонах. При ближайшем рассмотрении фирмы оказались подставными – они управлялись менеджерами самого Enron. Таких незаконнорожденных дочек у энергетического гиганта образовалось более трех тысяч. Фирма-партнер покупала у Enron неликвидную собственность вместе с долгами, расплачиваясь полученными в качестве доли уставного капитала акциями самого Enron. Таким манером компания не только исключала из своего баланса задолженность, но и показывала в документах пакеты акций, вложенные в товарищества, как активы, хотя на самом деле лишь перекладывала акции из одного кармана в другой и обратно. Поскольку Фэстоу и его коллеги руководили оффшорными фирмами-партнерами, они получали там немалое вознаграждение. Но главный источник благосостояния крылся в обмане инвесторов и акционеров. Публикуя ложную отчетность, руководители Enron искусственно и во много раз завышали рыночную стоимость акций, привлекали новые инвестиции и направляли их все в ту же оффшорную сеть. То, что поначалу было временной, крайней и вынужденной мерой, постепенно превратилось в кровеносную систему компании и основное содержание деятельности ее топ-менеджеров. Пользуясь высоким спросом на акции Enron и прекрасно зная, что скоро бумаги обесценятся, они сбрасывали свои пакеты. Один только Фэстоу заработал в общей сложности более 30 миллионов долларов. Доходы Кеннета Лея, теперь уже бывшего главы Enron, составили 101 миллион.
Статьи по теме
Enron: предсмертная записка
По словам пресс-секретаря полиции Шугар-Лэнда Пэт Уитти, решение об оглашении записки Бакстера будет принято в понедельник. Газета Houston Chronicle, ссылаясь на источники, знакомые с материалами дела, сообщает, что в записке упоминается компания Enron. Вместе с несколькими другими СМИ газета настаивает на публикации текста записки согласно закону штата Техас об общественно значимой информации (Public Information Act).
За широкими спинами отцов-основателей
Поклявшись говорить исключительно чистую правду, на первый же вопрос по существу дела Фэстоу ответил, что по совету своего адвоката он апеллирует к Пятой поправке. Надо было видеть глумливую усмешку, какой свидетель сопроводил свое заявление. "Намерены ли вы таким образом ответить на все наши вопросы?" - осведомился председательствующий конгрессмен Джим Гринвуд. И получив утвердительный ответ, был вынужден отпустить Фэстоу с миром.