Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья "Священное писание" прошлого века

Ярослав Скворцов, 25.09.2003
Фото с сайта NEWSru.com

Фото с сайта NEWSru.com

Лучше по-хорошему

Поменять свою первую инструкцию ЦБ РФ пообещал еще в июле (см. "ЦБ меняет банковскую конституцию" в Гранях.Ру за 17.07.2003). Тогда руководитель Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский сообщил, что основные изменения в инструкции будут связаны "с реализацией идеологии содержательного надзора". То есть, при сохранении необходимых в таком деле твердости и принципиальности ЦБ в работе с подшефными будет переходить от надзора "формального" к надзору "содержательному".

Начать в ЦБ решили с упразднения нескольких давно изживших себя нормативов: максимальный размер риска на одного кредитора и одного акционера; максимальный размер привлеченных вкладов; максимальный размер обязательств перед банками-нерезидентами и норматив ликвидности по операциям с драгметаллами.

Так, норматив Н8 – максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) – нарушает едва ли ни каждое кредитное учреждение, аффилированное с крупными компаниями. Тот же Газпромбанк никогда и не скрывал особо, что есть у него клиент, которому он может выдать больше дозволенного...

Вряд ли ЦБ притупил бдительность (хотя, в то же время, он отчего-то специально указал на это нововведение в информации, сопровождающей на сайте проект новый инструкции, т.е. "Обрати внимание, банковское сообщество!"). Просто за банковскими группами на Неглинной вновь решили приглядывать "в комплексе" (когда-то этим занималось упраздненное осенью 1998-го ОПЕРУ-2).
Такой "групповой" контроль, видимо, обещает стать эффективней нынешнего: по формальным признакам цепляться перестанут, зато отнесутся к делу поистине "содержательно". Это как с банками, кредитующими граждан под крупные покупки: одним – "формалистам" — требуется, чтобы потенциальный заемщик принес кучу бумаг, а потом за два-три дня решают, иметь с ним дело или нет. Другие подходят к делу "неформально": сами изучают клиента, его кредитную историю и способность платить по счетам. Так что, если бумаги (первый вариант) окажутся липой, и поручителей не сыскать, во втором случае уйти от ответа заемщику будет много сложнее.

Пока сложно оценить эффективность нового подхода ЦБ к контролю за подопечными: как признаются некоторые участники рынка, "ни о каком послаблении речи не идет"; хорошо бы понять, что Банк России задумал в дальнейшем, какова программа действий в целом. В то же время многим понравилось предлагаемое Центробанком снижение с 70% до 50% коэффициента риска для активов, отнесенных к четвертой, т.е. самой высокой группе рисков. В эту группу входят средства на корсчетах в банках-резидентах РФ и иностранных банках, не относящихся к "группе развитых стран" (в список включены 22 государства; наряду с Австрией, Великобританией, Германией, Швейцарией и США в него входят также Люксембург и Новая Зеландия). Плюс кредиты и депозиты, размещенные в отечественных банках сроком до 30 дней, а также кредиты, исполнение обязательств по которым обеспечено гарантийным депозитом, размещенном контрагентом в самом банке-кредиторе. Практика эта весьма распространенная, так что сокращение коэффициента риска, скорее всего, порадует и банки, и их клиентов.

Незапланированный визит

Еще один очень важный момент: Банк России расширил полномочия своих территориальных управлений, наделив их правом "при соответствующих обстоятельствах устанавливать контрольные значения обязательных нормативов". Так, в пункте 16 новой редакции первой инструкции говорится, что "в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы" России местные ГУ ЦБ "вправе потребовать от банка предоставления отчетности на внутримесячные даты".

То есть жди внеплановых проверок.

Здесь нужно учесть вот что: территориальные управления Банка России – вещь в себе. До сего дня они (за исключением разве что Петербургского и Московского главного территориального управления, приглядывающего за городом и областью) выполняет технические функции, передавая информацию с мест в центр. (Известны случаи, когда региональные подразделения не слушались "большой" ЦБ, а поступали в угоду местным органам власти; Неглинной приходилось "принимать меры".) И вот теперь "территориям" предлагается думать самим, принимая все те же "мотивированные суждения".

Что же касается банков, то им, с одной стороны, сделали ряд послаблений; с другой предупредили, что следить будут строго, а проверять чаще.

По своему настрою, вся эта затея с провозглашенным ЦБ "переходом от формальных оценок состояния банков" к надзору, основанному на "мотивированных суждениях", по природе своей сильно смахивает на поправки к действующему законодательству, касающиеся правил освещения СМИ предвыборной кампании. Вот глава ЦИК Вешняков признает, что применение новых норм будет носить избирательный характер. Так и тут, закон не для всех закон: следить за его исполнением и наказывать за невыполнение контролер будет выборочно.
Исходя из собственных "мотиваций".

Ярослав Скворцов, 25.09.2003