Купить слона
Делать банковский бизнес чужими руками – фирменный стиль холдинга "Интеррос". Так, скажем, при создании региональной сети в то время еще Объединенный экспортно-импортный банк (ОНЭКСИМ) предпочитал не открывать региональные подразделения, "засвечивая" свое имя, а вербовать "дочек" среди уже существующих кредитных организаций на местах. А те наблюдатели, кому невдомек было, удивлялись: что это у нас какой-нибудь Мончебанк или Ярбанк расти как на дрожжах стали? Потом, правда, причина все же устанавливалась. Посему по стране стали возникать разного рода "Байкал-ОНЭКСИМы", "ОНЭКСИМ-Волги" и прочие БалтОНЭКСИМбанки.
В случае с покупкой "Интерросом" банковской группы ОВК коллеги Владимира Потанина вспомнили, кажется, чуть подзабытое прошлое. Но только зашли с другого конца: "ОНЭКСИМ" ведь уже пытался освоить банковскую розницу, причем – "от своего имени". Было это весной 1997-го, когда банк разработал план создания сети отделений и филиалов, в частности, по Москве. В порядке эксперимента клиентами банка стали сотрудники многочисленных фирм и компаний, входивших в "Интеррос". Но не сразу, а постепенно: сперва клиентов снабжали карточками банка МФК – аффилированной с банком структуры, а потом уже выдавались карточки "ОНЭКСИМа".
Любопытно, что некоторые из новоиспеченных банковских клиентов из числа физических лиц сравнивали уровень сервиса при работе с частниками у ОНЭКСИМбанка и того же "СбС-Агро" (ставшего, как ни крути, законодателем банковских мод на этом сегменте рынка). Сравнения были явно не в пользу новичка.
Трудно сказать, догадывались ли об этом в руководстве "Интерроса" и не решили ли еще тогда прибрать к рукам успешный бизнес коллег-конкурентов. Если интерес и возник, то раньше: доподлинно известно, что один из первых проектов ОНЭКСИМбанка, датируемый 1996 годом, именовался "СТБ Россия" и был совместным: партнером банка выступал все тот же "СбС". Проект тот, правда, "не полетел". Но несостоявшиеся партнеры, похоже, более не упускали друг друга из виду.
И если поначалу особых пересечений по бизнесу у двух банковских империй не наблюдалось, со временем их становилось все больше. Речь, конечно, не идет, скажем, о Московском зоопарке, где банк Александра Смоленского традиционно шефствовал над слонами (слон – любимое животное Александра Павловича). Но вот, например, с середины 90-х "ОНЭКСИМ" стал уполномоченным банком правительства Москвы, где "СбС" был одним из старожилов. Став первым вице-премьером правительства России в августе 1996-го, Владимир Потанин не мог не иметь контактов с руководством "СбС-Агро", ранжируя эти самые уполномоченные банки уже на общефедеральном уровне.
Или вот еще один штрих: Александр Смоленский был замечен в весьма узком круге партнеров-банкиров, приглашенных руководством ОНЭКСИМбанка осенью 1995-го на открытие женевского UNEXIM Suisse SA (ныне -- Rosbank).
Вообще, по оценкам людей знающих, в тех случаях, когда мог "сыграть" авторитет Александра Смоленского, Владимир Потанин имел возможность к нему обратиться, и тот охотно помогал. И, наверняка, наоборот.
Принято считать, что все, что делается в группе ОВК (равно как прежде в группе "Союз" или в "СбС-Агро"), делается с ведома Александра Смоленского. Тот факт, что уже после принятия решения о продаже бизнеса "Интерросу" Александр Смоленский передал бразды правления группой своему сыну (Грани.Ру писали об этом в статье "Спасибо, папа!" от 04.07.2003), весьма показателен. Зная приемы и методы менеджмента "Интерроса" и уже озвученные планы – реструктурировать приобретенные активы и создать на базе ОВК новую финансовую группу, которая займется оказанием банковских, страховых услуг плюс пенсионным обслуживанием (а на этом, судя по всему, можно прилично заработать) – Александр Смоленский должен понимать, что чаду его весьма скоро могут предложить другую должность. Не факт, что она будет более значимой.
Следовательно, либо о деталях (в том числе – "по персоналиям") Александр Павлович с Владимиром Олеговичем уже договорились, либо Потанину действительно удалось "купить слона".
Статьи по теме
Купить слона
"Все говорят: розничный банковский бизнес в России может приносить хорошие дивиденды, а ты купи слона..." – так, перефразировав известную детскую шуточную игру, можно охарактеризовать шаг холдинговой компании "Интеррос", официально заявившей в понедельник о мини-сделке века: покупке банковской группы ОВК. Той самой ОВК, которую построил "самый розничный банкир" 90-х Александр Смоленский. Тот самый "Интеррос", который еще пару лет назад говорил о возможности продажи банковского бизнеса. Неужели на банках вновь – как и до августа 1998-го – можно делать хорошие деньги, "не отвлекаясь" ни на страхование, ни на реформу ЖКХ?
Спасибо, папа!
Если вы живете на Рублево-Успенском шоссе или проезжаете по нему на отрезке от Барвихи до МКАД, на этой неделе вы наверняка обратили внимание на необычный рекламный плакат: добрая улыбка седого мужчины на ромашковом фоне и слоганы "Ты самый лучший!" - по пути в Москву и "60 – Поздравляем!" на фоне чуть более строгом – по дороге в область. И никаких имен, никаких ссылок на авторство. Лишь посвященный узнает в поздравляемом основателя и многолетнего председателя правления банка "Возрождение" Дмитрия Орлова. А автор послания – сын и по совместительству зампред того же банка Николай Орлов. Кое-что об "отцах и детях" в отечественном бизнесе пришло в этой связи на память обозревателя Граней.Ру Ярослава Скворцова.
Борьба за престол Александра Павловича
По сведениям Граней.Ру, Александр Смоленский продает свой последний банковский проект – "Первое О.В.К." По-видимому, в 2004 год российские банковские финансы впервые за свою 15-летнюю историю вступят без Александра Павловича. А ведь это будет год президентских выборов, а банковский бизнес Смоленского всегда был очень "народным", ибо строился на сбережениях населения. Кто может стать новым владельцем одного из самых известных брэндов на розничном банковском рынке? Сколь значим уход с него г-на Смоленского, каковы его последствия для банковской системы России? На эти вопросы отвечает обозреватель "Граней" Ярослав Скворцов.