Архитектура этой осенью: события всех мастей
В области архитектуры есть то, что у всех на слуху: это прежде всего новости с налетом скандала – сносы, новое строительство, продажи, покупки. Есть и "тихие" новости – вроде постановлений властей, результаты которых могут дать о себе знать лишь через несколько лет. Особый тип события – фестивали, выставки, премии, которые фиксируют определенные тенденции.
С начала осени в Москве главным "шумным" событием стала продажа городскими властями одной из семи сталинских высоток – гостиницы "Украина". Покупателем оказалась безвестная фирма "Бисквит", за которой, по некоторым данным, стоят владельцы крупных московских торговых комплексов. Представители нового хозяина уже пообещали сделать "Украину" "суперотелем, лучшим в Европе". Но в своем стремлении фирма столкнется с массой ограничений, так как гостиница - памятник архитектуры местного значения. Уже известно, что "Бисквиту" придется сохранить название и внешний облик "Украины", а приспособление гостиницы под современные нужды должны быть согласовано с Комитетом по культурному наследию Москвы.
Вопрос этого самого приспособления - один из самых важных. Сейчас в гостинице номера, рестораны и конференц-залы занимают лишь малую часть площади; все остальное – это длинные коридоры, огромные лестницы и пышные холлы Видимо, полезные площади будут расширяться за счет нового (в основном подземного) строительства во дворе гостиницы. Во всяком случае, по словам начальника отдела советской архитектуры Москомнаследия Татьяны Раздольской, новый собственник должен будет сохранить уникальные интерьеры "Украины", выдержанные в стиле позднего сталинского ампира.
Кстати, еще одна знаковая советская гостиница – "Пекин" на Триумфальной площади - также вошла в полосу реконструкции. Пока основные работы ведутся на соседних участках, где возводится новая офисная часть, а затем строители под чутким руководством заказчиков и присмотром специалистов из охраны памятников доберутся до самой гостиницы. Ее номерной фонд должен быть увеличен, повысится и рейтинг – до 4 звезд.
Золотые и хрустальные премии
Внутрицеховых событий у архитекторов тоже хватало: именно осенью прошли вручения двух главных премий: московского "Золотого сечения" и российского "Хрустального Дедала". Конечно, итоги всех конкурсов всегда условны, но тем не менее в этом году и тот и другой результат были, во-первых, крайне любопытными, а во-вторых, весьма репрезентативными.
Премия "Золотое сечение", учрежденная Союзом московских архитекторов, вручалась в этом году в пятый раз. Здесь сложная система отбора: два года подряд проводятся смотры-конкурсы, а по их итогам определяют финалистов, которые и соревнуются за награду. "Золотое сечение" имеет высочайшую репутацию – в жюри входят ведущие московские архитекторы, а победителями, как правило, становятся качественные постройки и проекты.
Совсем другое дело "Хрустальный Дедал", именующий себя не иначе как российской национальной премией в области архитектуры. Ее вручают по итогам официозного фестиваля "Зодчество", который является полной противоположностью рафинированной АРХ МОСКВЕ, проходящей в ЦДХ поздней весной или ранним летом. При всей нелюбви критиков, "Зодчество" - уникальная возможность увидеть, что строится в самых разных регионах России. "Хрустальный Дедал" обычно достается архитектурно-строительным начальникам, непременно оказывающимся руководителями всех более или менее крупных проектов.
Но в этом году произошла странная рокировка – "Хрустальный Дедал" оказался радикальнее "Золотого сечения". Среди членов жюри московской премии была неофициальная установка не давать премию тем, кого уже награждали; в результате были отметены проекты самых лучших архитекторов и премия досталась постройкам второго ряда. А "Хрустальный Дедал" неожиданно достался вполне достойной работе - зданию Государственного центра современного искусства Михаила Хазанова и Михаила Миндлина.
Благородное желание членов жюри "Золотого сечения" "дать дорогу молодым" привело к тому, что в главных номинациях (лучший проект и лучшая реализация) победили здания "социально-культурного назначения" – школа и театр. Лучшим построенным зданием последних двух лет по версии "Золотого сечения" стала школа # 1329 в Тропарево-Никулине (ООО "АПБ ЭЛИС", арх. Н.В. Лютомский, Ю.В. Богаевская и др.). Самое примечательное в этом здании - не "распластанная" архитектура и не удачное композиционное решение, а то, что в школе были активно применены клеено-деревянные конструкции.
До недавнего времени в России дерево в крупных сооружениях почти не использовали – "деревянные" проекты просто не разрешались органами пожарного надзора (в то время как за рубежом дерево активно используют даже в зданиях аэропортов, не говоря уже о торговых центрах и школах). В последнее время в этот материал у нас возвращается в большое строительство, а уж новый потолок из клеено-деревянных конструкций в Манеже реабилитировал дерево окончательно.
Лучшим проектом "Золотого сечения" признан театр "Мастерская Петра Фоменко" (ООО "Архитектура и культурная политика" арх. С.В. Гнедовский, М.Ю. Крылов и др.). Его здание построят в районе пересечения Кутузовского проспекта и Третьего транспортного кольца. Архитектура вполне современная - прямые линии, остекленный фасад, металлические конструкции. "Фишка" в том, что здание будет стоять прямо на склоне берега Москвы-реки - со стороны воды его высота будет семь этажей, а с противоположной - всего два.
Музейно-театральная атака
Здание "Мастерской Петра Фоменко", в отличие от других новых московских театральных сооружений, не слишком декоративно. Впрочем, быть более декоративным, чем новое здание театра Александра Калягина "Et Cetera", невозможно. Тут архитекторы (специалисты из "Моспроекта-4", ЗАО "Проектно-строительная фирма "Арконпроект" и Александр Великанов) оказались скорее техническими исполнителями, которые воплощали пожелания главы театра. Он сам так и сказал: "Все, что вы здесь видите, навязывал архитекторам и дизайнерам я, и поэтому вся ответственность за это лежит целиком на мне". Это не здание, а какая-та энциклопедия постмодернизма (хотя в Москве постмодернистские здания перестали строить уже несколько лет назад). Классицизм, готика, авангард, барокко, ар-деко и многое другое можно обнаружить, рассматривая этот удивительный театр в районе Тургеневской площади. Портал в стиле классицизма соседствует с конструктивистской башней, каждый лестничный пролет выкрашен в свой цвет, а в зрительном зале нет ни одной одинаковой ложи и даже кресла разномастные (опять же: барокко, классицизм, и далее по списку). При этом, в отличие от "классического" постмодернизма, никакого намека на иронию в новом здании нет, как нет и интеллектуальной игры. Есть только механическое соединение архитектурных деталей, приглянувшихся неутомимому Калягину. В этом уже убедились журналисты, для которых была организована экскурсия, а с середины декабря здесь начнут играть спектакли.
Кстати, кроме "персональных" театров в Москве появляются и персональные музеи. В числе "омузеенных" Церетели, Шилов, Глазунов, Бурганов. Но поскольку все это художники плодовитые, одного музейного здания им обычно мало, поэтому они стремятся освоить близлежащее пространство. Галерея Александра Шилова с помощью московских властей и инвесторов, уже получила второе здание, заодно "вляпавшись" в конфликт со своим именитым соседом – ГМИИ им. Пушкина. В ноябре другому соседу музея - галерее Ильи Глазунова, распоряжением мэра Лужкова передано еще одно здание на Волхонке, по соседству с нынешним. Правда, здание театра Александра Калягина, как и будущее здание галереи (проекта пока нет, но, зная вкусы заказчика, можно не сомневаться, что построят псевдоисторическую клюкву), вряд ли станут номинантами "Золотого сечения".
Культурная промышленность
Вернемся к премиям. Несмотря на то, что фаворитом "Хрустального Дедала" считался "обновленный" Манеж (именно так официально принято называть Манеж после пожара), премию получило здание Государственного центра современного искусства. Постройка известного архитектора Михаила Хазанова и директора ГЦСИ Михаила Миндлина несмотря на свою новизну (центр был открыт в прошлом году) успела стать хрестоматийной. Бывшую фабрику театральных осветительных приборов, ставшую центром современного искусства, уже окрестили русским Бобуром, то есть московским ответом на парижский Центр Помпиду.
В проекте нет ни одной декоративной детали, все функционально: например металлические фермы, вынутые из-под кровли и установленные на крыше, держат целый антресольный этаж. Такой прием увеличил внутреннее пространство экспозиционного зала, в котором можно беспрепятственно выставлять крупные объекты современных художников.
Вручение премии "перепрофилированному" зданию - это еще и признание того, что общемировая тенденция – конверсия промышленных предприятий - накрыла волной и Москву. Не говоря о бесчисленных проектах, где в промзонах размещаются офисы, только с начала осени в Москве открылось или было заявлено о появлении нескольких новых культурных объектов в старых фабричных стенах. Гламурная "Якут–галерея" обосновалась в одном из бывших газгольдеров – зданий-цилиндров, служивших в конце XIX века резервуарами для газа. На фабрике технических бумаг "Октябрь" также продолжается конверсия – к выставочному пространству "ПROЕКТ_FAБRИКА" там добавился еще и "Проект ПАГЕНДАРМ" - мастерские архитекторов и художников, первыми из которых стали представители "Творческого Объединения ЛУЧ". В следующем году на фабрике откроется площадка агентства театров танца ЦЕХ. Наконец, бывший цех по производству упаковок для конфет фабрики «Красный Октябрь» превратится в еще одно модное место - "OKTYABR'". По замыслу организаторов это будет, с одной стороны, клуб, а с другой - офисный центр, в котором разместятся художники, дизайнеры, архитекторы. Правда, все эти благородные культурные инициативы рассчитаны всего на несколько лет. Пока рентабельность строительства в Москве чуть ли не самая высокая в мире, пока есть огромный спрос на офисы и проект можно окупить за пару лет, ничто не может уберечь старые заводы и фабрики от сноса.
А напоследок – про рекорды. В ноябре стало известно, что в 2008 году в Московском регионе собираются установить новый рекорд, построив очередной самый большой торгово-развлекательный комплекс. Пока лидером является "Мега" в Химках - площадь этого потребительского рая занимает 230 тыс. кв.м. Площадь нового центра, в районе пересечения МКАД и Каширского шоссе, будет 280 тыс. кв.м. "Мега" считается еще и самым успешным проектом на рынке торговой недвижимости. Правда, никакого отношения к архитектуре этот огромный ангар не имеет, что лишний раз подтверждает, что объект недвижимости и объект архитектуры - не всегда одно и то же.