Фурцевой открыли доску на Тверской
В Москве в пятницу на доме номер 19 по Тверской улице открыта мемориальная доска бывшему министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. В этом доме Фурцева жила в 1949-1960 годах.
На открытии выступила заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. Она сказала, что Фурцева, занимая "мужские посты", смогла сохранить в себе женственность, была очень привлекательнной женщиной и обаятельным человеком. По ее мнению, благодаря Фурцевой Запад узнал артистов Большого театра, полотна Третьяковской галереи. Во времена ее деятельности Советский Союз стал более открытым для мировой культурной общественности, а в Москву стали приезжать знаменитые западные деятели истории и культуры, сказала заместитель мэра.
На торжественной церемонии открытия мемориальной доски присутствовали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, режиссер Марк Захаров, актер Вячеслав Шалевич, известный публицист и драматург Генрих Боровик, представители культурной общественности Москвы.
Справка
Фурцева Екатерина Алексеевна
Родилась 24 октября 1910 г. в г.Вышнем Волочке в семье рабочего-текстильщика. По окончании ФЗУ работала ткачихой на фабрике "Большевичка". В 1924 г. вступила в комсомол, а в 1930 г. в коммунистическую партию. С 1930 по 1937 г. находилась на руководящей комсомольской работе. Она работала секретарем Кореневского райкома комсомола Курской области, потом секретарем Феодосийского горкома ВЛКСМ. С 1933 по 1935 годы училась на высших академических курсах гражданского воздушного флота в Ленинграде, потом по решению ЦК ВЛКСМ была направлена помощником начальника политодела в авиационный техникум аэрофлота. В 1936-1937 гг. работала инструктором отдела студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ. В 1937 г. она поступила в Московский институт тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова. Будучи студенткой, она не оставляла партийной работы: была членом партийного бюро и секретарем партийной организации института. С 1942 по 1950 гг. работала секретарем Фрунзенского районного комитета партии в Москве. В 1948 г. закончила заочное отделение Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). С марта 1954 г. Екатерина Алексеевна Фурцева стала первым секретарем Московского городского комитета КПСС. В январе 1956 г. стала Вторым секретарем МГК КПСС. На XIX съезде КПСС была избрана кандидатом в члены ЦК КПСС. На XX съезде она стала членом ЦК КПСС, кандидатом в члены президиума ЦК КПСС. С 1960 г. Екатерина Алексеевна Фурцева стала министром культуры СССР. В этом качестве она оставила значительный след в поле советской культуры. Будучи министром она выпустила тиражом 100 экз. книгу "Развитие культуры в СССР" (М., АПН, 1973).
Е.А.Фурцева умерла 24 октября 1974 г. Предположительно, она покончила жизнь самоубийством, приняв яд.
Справка
Воспоминания Майи Плисецкой о Екатерине Фурцевой
Ниже приводится свидетельство знаменитой балерины М.М.Плисецкой о встречах с Фурцевой.
"...Потом от Фурцевой звонок. Она тогда членом Политбюро была.
— Майя Михайловна, с Вами будет говорить Екатерина Алексеевна Фурцева. Соединяю.
Когда я звонила по всем проклятым приемным, секретари да секретарши холодили, морозили голоса. На заседании Совета Министров. Сегодня уже не будет. Очень загружен. Тяжелые дни. Готовится к докладу. Принимает делегацию. Завтра уезжает. И Фурцева тоже трубку не брала. А теперь — задергалась. Нашла время. И секретарша — такая приветливая...
— Майя, нам надо повидаться. Посоветоваться. По-женски. Ваш завтрашний спектакль обсудить. Приходите ко мне к пяти. Сегодня. На первый подъезд ЦК. На Старую площадь. Пропуск Вам выписан. Не забудьте паспорт взять. До встречи.
И вот я в цековском чистилище. Первый раз переступаю порог партийного улья. Все основоположники марксизма с серебристых стен глаза на меня пялят. Ленин. Сам Маркс, Хрущев, Булганин, опять Ленин...
Из-за заваленного бумагами широкого стола поднимается и идет ко мне навстречу миловидная, статная женщина. Средних лет. С усталой, чуть скошенной улыбкой. Тщательно причесанная. С тугим светлым пучком на затылке. В сером аскетичном костюме.
— Так вот Вы какая. Наша прославленная балерина...
Мы говорили с ней полтора часа. Обо всем на свете. Но нить рваного разговора, как чуткая крестьянская лошадь, все время возвращалась к своему скотному двору, к стойлу: надо что-то мне сделать, чтобы завтра не было успеха.
— Я могу, Екатерина Алексеевна, только одно. Не танцевать вовсе...
И вот эта миловидная, привлекательная женщина начинает нести сущую ахинею:
Вы должны обзвонить всех своих поклонниц и поклонников. Объяснить, что будет иностранная пресса. Возможна политическая провокация. Это во вред нашей с Вами социалистической Родине...
И, и, и, и...
А я свое твержу:
Могу не танцевать, Екатерина Алексеевна...
Отвлекаться не хочется, больно горькие дни вспоминаю. Но приторможу ход. О Фурцевой нельзя между прочим, всуе. Это была яркая фигура в нашей загаженном ничтожеством государстве. Да и конец у Фурцевой был трагическим: она отравилась цианистым калием. Безмерное честолюбие уложило ее на смертный одр.
После членства в Политбюро Фурцеву "разжаловали" в министры культуры. Она сменила Михайлова. И жизнь моя добрых полтора десятка лет перекрещивалась, сталкивалась лбами, воевала. Смирялась с Фурцевой. Ее нельзя писать одной краской. Черной. У Екатерины Алексеевны — множество оттенков.
Начну с фамилии. Внешность у нее была самая славянская. Но фамилия редкая, вроде пришлая, чужеземная. Много раз, особливо после спиртных возлияний на артистических банкетах, она любила в окружении подобострастной, рты пораскрывавшей российской толпы мило, обаятельно побахвалиться, как всеми любима. Но больше всего, говорила она, любят меня в Германии. Немцы толпами собираются вокруг, я как магнит их притягиваю, все улыбаются, рассказывала, ручки мне целуют, госпожа Фурцева, госпожа Фурцева... Не решились ее министерские оруженосцы изящно уговорить своего Министра пореже ездить в Германию. Прозрачно намекнуть, дескать, что фамилия Фурцева для немцев не самая благозвучная. Отвратить от нее посмешище. Не выставлять на глумление и позор. Открою словарь и процитирую: "FURZEN" переводится как "испускать ветры", "пердеть" ("пернуть"). Это русско-немецкий словарь Лангенштайдта. Страница 220. Самый распространенный. Желтый с синим. На каждом углу в Германии продающийся. Ан был кто-то у министра в роду из крепостных, батрачивший у немецкого, предположу, помещика. Злоупотреблял предок некими звуками, и прозвал его немецкий колонист Фурцевым...
Ну а серьезно, была она живым существом, не канцелярской куклой из папье-маше. Ее можно было растронуть, увлечь, переубедить, пронять, прогревать. Она тут же, при нас, хваталась за телефонную трубку, вступала в перепалку с неким отпетым бюрократом, повышала на него голос, сердилась. Но... Монстру КГБ и она перечить не могла. Этот приговор обжалованию в советской системе не подлежал...
На самый послед она сощурила свои серо-голубые глаза и, напрягшись, в упор спросила:
— Вы говорили, что в партию у нас вступают не из убеждений, а ради карьеры.
— Не помню. Но раз у Серова это написано...
Фурцева вздрогнула. Мое упоминание всемогущего имени было ей в неприязнь. Она бегло оглядела углы кабинета. Может, и там тоже микрофоны?.."
Плисецкая М.М. Я, Майя Плисецкая... М., Новости, 1996.
Дословно
Микаэл Таривердиев
(О Екатерине Фурцевой)
Человек трогательной безграмотности в области культуры.
Мик Джаггер
Мы всегда мечтали приехать в вашу страну и делали все, чтобы попасть в Москву. Но в те времена министром культуры Советского Союза была мадам Фурцева. Она негативно относилась к любой рок-музыке и, естественно, сделала все, чтобы не допустить гастроли Rolling Stones в СССР.
Rockshell, май 2002 г.
Владимир Баскаков
«...Настроение у Фурцевой менялось быстро, стоило сменить круг общения. Общение, которое было ее работой, было и ее ежедневной радостью. Снимая "Войну и мир", потом получившую "Оскара", Сергей Бондарчук обошел художественный совет студии, получив "добро" на выбранных им актеров у министра. И, напротив, Фурцева закрыла для Ролана Быкова роль Пушкина, собственное восприятие было для нее аргументом. Но она поддавалась убеждению, особенно если разговор шел наедине. К людям искусства относилась с пиететом, хотя и верила в возможность партийного руководства ими. У нее были свои пристрастия — Бондарчук, Ефремов, Рихтер и, конечно, Плисецкая.