Умер Жак Деррида
В ночь на субботу в парижской клинике скончался выдающийся французский философ Жак Деррида. Ему было 74 года. Деррида страдал раком поджелудочной железы.
Деррида - один из самых влиятельных и оригинальных современных мыслителей, автор теории деконструкции, последний из когорты великих французских философов 1960-х.
Справка
Деррида и его деконструкция
Деррида получил образование в Ecole Normale, где впоследствии преподавал. Он активно работал в Сорбонне, сотрудничал в знаменитом журнале Tel Quel, выступил создателем Международного философского колледжа. Для концепции Ж. Деррида особое значение имела рефлексия идей Ф. Ницше, Ж. Хайдеггера, З. Фрейда, Э. Гуссерля. Его исходной посылкой стал тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции.
Изложение основ нового метода содержится в его знаменитой книге "О грамматологии" (1967) и включает критическую рефлексию традиций метафизики, понимаемой как позитивное смыслостроительство. Деконструкция нацелена на преодоление метафизических смыслов, содержащихся в тексте Деррида образно сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Алисино Зазеркалье, где начинается путаница смыслов и измерений С его точки зрения, западноевропейское мышление не может выйти из раз выбранного круга проблем, пытаясь ответить на одни и те же вопросы, решить одни и тe же задачи. Философия Западной Европы обусловлена предшествующими идеями и способами их выражения и обоснования Это проявляется в философских категориях, в системе их субординации. Именно категории задают метод описания, рассмотрения, объяснения, определяя предмет, объект и субъект. Поэтому единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов — их деконструкпия с помощью глубинного анализа языка. Это откроет возможность спонтанного мышления, свободной комбинаторики категорий, обретения смыслов в процессе философствования. Деконструкция направлена на уничтожение "привнесенного", связаного с исторической и культурной традицией. Она нацелена против историзма, линейности, прогрессизма. История в деконструктивизме тождественна речи, практике, памяти, контексту.
Главная цель деконструкции — избавиться от "метафизики присутствия", начать понимать текст как самодеконструирующийся феномен. Разрушение "метафизики присутствия" связано с отказом от уверенности в том, что "сущность должна являться, а идея — воплощаться", с принятием того, что источник смысла — авторское присутствие, а сам текст — "навязыватель" смыслов. Деррида выступает против структурности, отстаивая свободу импровизации, право познающего на игру без надежды на конечный результат, на конечное обретение знания.
Деконструкция Деррида — это попытка разобрать всю систему понятий, сформированных около знака. Она нацелена, в первую очередь, на рефлексию тех областей, которые связаны с проблемами, возникающими из-за языка (философия, литература), на глубинный анализ текстов гуманитарной культуры для выявления заключенных в них "опорных понятий бытия". Деконструкция включает несколько "шагов": открытие того, что текст "говорит" иное, кажется на первый взгляд; принятие множества смыслов, заложенных в текст и не связанных с его автором, понимание того, что текст рассказывает свою собственную историю, не связанную с автором и адресатом; осмысление того, что текст вступает в противоречие с самим собой; приятие вывода о том, что в конечном счете невозможно создать абсолютно деконструктивный текст, очищенный от любой метафизики.
При этом под текстом может быть понято все. Текст не обладает единым принципом структурности, значение его знаков определяется контекстами, оно бесконечно изменчиво. Любой знак может быть процитирован, закавычен, порождая бесконечное множество интерпретаций, новых контекстов. Всякий текст может быть прочтен через другой текст, более того - любой текст может быть рассмотрен как потенциальная цитата. Поэтому свобода интерпретаций относительна: невозможно определить истинную цену текста, сказать, какой лучше, а какой хуже.
Деконструкцию Деррида строит исходя из нескольких фундаментальных принципов:
— невозможность находиться вне текста интерпретация не может строиться на внеположноcти субъекта тексту;
— текст следует понимать как пространство репрессии, задача деконструкции — активизация внутритекстового сопротивления логоцентризму;
— деконструкция должна разрушить фундамент метафизики — принцип тождества, так как метафизический дискурс — это дискурс присутствия, тождества, понятого как полнота смыслов;
— деконструкция связана с децентрацией и дифференцией;
— в процессе деконструкции главное — не логоцентризм, а фоноцентризм, не субъект, а голос.
Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997
Дословно
Жак Ширак
Я опечален вестью о кончине Жака Деррида, одной из важнейших фигур современной интеллектуальной жизни. Жака Деррида читали, им восхищались, переводили, публиковали, преподавали и обсуждали во всем мире. Он останется в нашей памяти изобретателем, первооткрывателем, невероятно плодовитым мэтром.
AFP, 09.10.2004
Рено Доннедье де Вабр
(О Жаке Деррида)
Эрудиция, огромный культурный багаж и скромность сделали его образцом для подражания. 20 лет назад он основал и возглавил Международный философский колледж.
В своих трудах он сумел соединить великую философскую традицию с более таинственными, более молчаливыми источниками - в частности, углублялся в еврейскую мысль, обращаясь к своим корням, или черпал вдохновение в поэзии, видимо, ища в ней альтернативу структурной тирании - к этой теме он постоянно возвращался в своих трудах по деконструкции...
Associated Press. 09.10.2004