Также: Культура

новость В Пушкинском музее нашли работу Тициана

28.03.2004

Картину Тициана обнаружили ученые в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина. Как передает РИА "Новости", именно крупнейшему живописцу Венеции XVI века теперь приписывают хранящийся в ГМИИ "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини".

По словам заместителя директора ГМИИ Ксении Богемской, сделать открытие помогла проведенная недавно научная реставрация полотна. По итогам исследований доктор искусствоведения, хранитель коллекции итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова выдвинула гипотезу о том, что портрет принадлежит кисти Тициана. Прежде в музее не значилось ни одной картины этого гениального мастера. Работ Тициана на территории России чрезвычайно мало - лишь в Государственном Эрмитаже находятся "Св. Себастьян", "Кающаяся Мария Магдалина" и "Портрет молодой женщины".

Портрет кардинала попал в Петербург из Парижа в составе коллекции Пьера Кроза. Приобретение Екатериной Второй с помощью философа Дидро этого собрания, где были также работы Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Рубенса и выдающихся мастеров Франции - Пуссена, Ватто, Шардена - в 1772 году наделало много шума в Европе, и оно же стало одним из оснований картинной галереи Эрмитажа.

"Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" долго числился в каталогах (сначала Эрмитажа, а потом - ГМИИ, куда попал в 1920-е годы) как работа Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547). Этот выдающийся венецианец, ровесник Тициана, тоже учился у Джованни Беллини, а позже, переехав в Рим, приобщил к достижениям венецианской живописи немало мастеров Высокого Возрождения, и прежде всего Рафаэля. Портретом кардинала в XVII веке владел еще один замечательный живописец - фламандец Антонис ван Дейк.

До начала XX века авторство Тициана не оспаривалось, пока его не поставил под сомнение немецкий ученый Отто Мюндлер. Итальянский искусствовед Лионелло Вентури подхватил идею приписать портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо, и почти сто лет автором картины считался он.

28.03.2004