статья Ганджубас бьет по головной мозг

Георгий Мхеидзе, 02.08.2002

Культовые имена начала 90-х часто вызывают острый неутолимый интерес у нынешних меломанов - и не только из-за вполне естественной ностальгии по временам беззаботной молодости. Просто социальная среда постперестроечного периода бурлила в такой непосредственной близости от точки кипения, что из мутноватой пены на ее поверхности (к которой вполне справедливо будет отнести и ротацию в радио- и ТВ-эфирах) нередко всплывало нечто столь поразительное и неожиданное, чего в нынешние времена цивилизованного музыкального бизнеса, окученного MTV и "Нашим радио", вряд ли дождешься.

Кто, к примеру, вспомнит сейчас феноменальных персонажей вроде дримхаус-негра Мистера Кредо или группы "Ласковый бык"? Это было настоящим пиршеством для ценителей фрик-шоу: уверенность в том, что наглость достойна носить гордое имя второго счастья, в сочетании с ослепительной индивидуальностью и полным отсутствием ограничений, связанных со вкусом, приводили порой к ошеломляющим результатам. Народ веселился и ликовал, менеджеры, не веря своей удаче, спешили выгодно инвестировать чудом сыплющиеся на них бабки в акции МММ, а коллекционеры трэша застывали перед экранами в радостном оцепенении. Время было необычайное.

Одним из таких бриллиантов, закатившихся за половицу новейшей истории аккурат в годы первой чеченской, был молодой да ранний парнишка, известный и любимый в стране под артистическим псевдонимом Мистер Малой. Этот герой был по определению культовым и для массового употребления вряд ли пригодным, поскольку занимали его реалии, в те времена актуальные все-таки для золотой (в крайнем случае серебряной) молодежи: наркотики и модные танцевальные клубы. И еще экзистенциальное бытие. Мистер Малой выступал на концертах в потешной шапке-ушанке, с невероятным акцентом и выговором рифмуя в почти фристайльном азарте малоразборчивые рэповки про танцпол, ганджубас, мимино-домино-казино-эскимо, конфету и эстафету, про виденную им кое-где маму всех тусовок, а также про то, что "пагибать" он планирует исключительно "маладым". Пожалуй, впервые традиционно развлекательный и эстрадный формат оккупировала такая апология нездоровья: "Я бледный - это мой имидж, имидж крепи делами своими!".

Веселый пропагандист здорового образа смерти, сверкнув ослепительным огоньком джойнта, исчез так же драматически и неожиданно, как и появился. Неудивительно, что в околохипхоповых кулуарах долго циркулировала легенда о его смерти от передоза-то ли героином, то ли обыкновенным cannabis sativi. Сам же когда-то спел: "Сигарет бьет по легким, мотор. Алкоголь бьет по нервный систем. Ганджубас бьет по головной мозг". А еще поговаривали, что он выступал по провинциальным клубам едва ли не до миллениума, когда в одном из таких местечек его, собственно, и замочили недовольные посетители.

Немногочисленным фанатам осталось разве что утешаться, пересматривая чудом записанный с телевизора 26-минутный документальный фильм "Буду погибать молодым" - "картину о молодых петербуржцах, в жизнь которых ворвались экономические и политические потрясения нашего времени, размышления подростков о жизни и о себе"...

Все грустные слухи оказалось, к счастью, неправдой. Это выяснилось 26 июня, когда аккурат в Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков вышел альбом группы "Пьянству бойс" с недвусмысленным названием "А и Б сидели на игле..." Автором диска, обещающим, кстати, этой осенью выпустить альбом натурального Мистера Малого, оказался питерский поэт Тенгиз, который во времена оны и писал для Малого пресловутые умопомрачительные тексты. На новом проекте "Пьянству бойс" ему помогают читать агрессивного вида люди по кличкам Вис и Хот, а сам диск предельно концептуально "подгадан" под антинаркотическую кампанию-вплоть до того, что новый альбом "Бойс" обещают выпустить 26 июня года грядущего, а на задней обложке красным (!) шрифтом сообщены тревожные факты о 400 тысячах российских наркоманов, о 22 миллионах россиян, хоть раз да употребивших наркотик без врачебного предписания, и о доброй сотне миллиардов рублей, которые тратит население на приобретение героина. Тут не придерешься - разве что к выражению лиц исполнителей на буклете, но это же само по себе не криминал. А вот в музыкальном пространстве начинается полный и окончательный беспредел - сам по себе стоящий любого наркотика.

Рано утром цыпочка: цып, цып, цып, цып,
Раскурила косячок: пых, пых, пых, пых,
Скушала полста грибков: ням, ням, ням, ням,
Да и глюк, глюк, глюк, глюк, вхлам, вхлам, вхлам, вхлам.

(...)

Зам у депутатика: зам, зам, зам, зам,
Заманил мандатиком: кам, кам, кам, кам,
На ночь снял солдатика: ой, ой, ой, ой,
Да и вжик, вжик, вжик, вжик, тык, тык, тык, тык.

Восемь треков "А и Б" демонстрируют уровень лирики, ранее в нашей эстраде отсутствовавший: чутко выдержанный баланс между ярким и красочным, но страдающим от недостатка самоиронии и рефлексии уличным сленгом российских гангста - и слишком уж вылизанной семантикой и прагматикой текстов ушедших в пост-барды филологов вроде Псоя Короленко или ПГ2000. Тут совершенство достигается методами чисто интуитивными - тем оно дороже: "Эксклюзив, объектив, телефон звонил, кто-то пригласил на уикенд, презент... Чтобы там бывать, надо одевать Мак Куин, Драг Куин.." - какой-то, в сущности, обновленный ОБЭРИУ, ни дать ни взять. Да и с чувством юмора по отношению к злобе дня у "Бойс" все в полном порядке, как и полагается сочинителям частушек:

Егерь переел грибов и ушел безвременно:
Он 7 раз перечитал Виктора Пелевина.
Счетовод варил полынь - захотел абсенту,
Даже конь позеленел от эксперимента.
У знахарки под окном общее собрание,
Выбирают, чем теперь расширять сознание.
Агроном, блин, позабыл про мелиорацию:
Едет в Думу выступать за легализацию.
Ух ты, ах ты, все мы кайфонавты...

К сожалению, поэтическому таланту и стилевому чутью Тенгиза не сопутствует такая же музыкальная одаренность: трио в сопровождении скрэтчера DJ Кита оформляет чудную лирику, мягко говоря, вяловатым и несовременным хип-хопом. В результате вместо того чтобы растворяться в гармонии вербального и невербального, порой (особенно на последних двух треках диска) остается только глухо негодовать на малоприятные аранжировки, отвлекающие от очередного перла. Вроде такого:

Шпилил брюхо шлюху в ухо,
Кверху мехом в пух и прах.
Скачет "Стентон" между треков,
Синий ди-джей, красный зрак.

Вот и скажите мне теперь: так ли уж плохо живется тому, кто не погиб молодым?

Георгий Мхеидзе, 02.08.2002