Пасхальный панк
Лейбл "Хор Мьюзик" активно радует российского слушателя с панк-прошлым не только свежими релизами (вроде летовского "Звездопада" или нового альбома тюменского "Чернозема", "Ненавсегда", о которых мы еще, видимо, поговорим чуть позже), но и переизданием старинных шедевров, памятных по магнитофонным альбомам и бережно хранимых на потертых кассетах, подписанных пьяненькой шариковой ручкой. Последним счастливым потрясением стал умело ремастерированный альбом "Гражданской обороны" 1990 года "Инструкция по выживанию", на котором, как и следует из названия, Летов тоже исполняет каверы - только на сей раз принадлежащие перу Романа Викторовича "Ромыча" Неумоева, православного панка, крестного отца тюменского рок-прорыва, композитора во всех отношениях не менее советского, чем перечисленные выше классики.
В 90-м году Ромыч по телефону заявил Летову, что открещивается от всего, созданного им на поприще рок-н-ролла, и категорически отказывается записывать и исполнять в какой-либо форме свои старые песни. На просьбу Егора разрешить ему "использовать весь этот пестрый и горький скарб" он ответил радостным согласием, после чего "Оборона" в течение буквально пары дней претворила проект в жизнь, записав феноменальной энергетики и драйва 47-минутный альбом, ставший своего рода мостиком между "старой" "Обороной" (заканчивающейся, на взгляд автора, "Русским полем экспериментов") и новым, психоделическим периодом, берущим начало с энцефалитной горячки Летова и последовавшим за ней "Прыг-скоком" уже переименованной группы "Егор и оп..деневшие".
Альбом "Инструкция по выживанию" лучше всего описывает сам Летов: "Я редко в своей жизни пел с большим кайфом и освобождением. После практически каждого дубля срывался голос и приходилось буквально прожигать глотку каленым кипятком, чтобы приступить к следующему. После очередной записанной песенки следовало новое повторение весьма болезненной процедуры".
Под конец распухшее горло окончательно отказало, и гимн "Мой х.й" пришлось исполнять небезызвестному "Джеффу" Жевтуну. Кто слышал, тот не забудет, а мы обратим внимание тех, кто не слышал, на поразительный перестроечный парафраз советского лиризма в песне "Все пройдет", на известный многим по "обороновской" версии с "Прыг-скока" "Непрерывный суицид", проигрывающий здесь по богатству аранжировки, однако более экспрессивный, и на выходящую за всякие рамки разумного пост-обэриутскую балладу "Посвящение А. Крученых" - кстати, до недавнего времени единственную композицию Летова/Неумоева, изданную на CD иностранной студией.
Аккурат к Первомаю независимый лейбл Solnze (название которого, очевидно, является ответом монстрам российской звукозаписи Moroz Records - чтобы, как и положено в русской поэзии, на рынке наличествовали и Мороз, и Солнце) выпустил новый альбом классиков отечественного лаунжа Messer Chups. На сей раз двум неразлучным Олегам, Гитаркину и Кострову, составила компанию Лидия Кавина, которую участники проекта считают лучшей из исполнительниц на экзотическом инструменте терменвоксе (по скромному мнению автора, лучшими тут все же следует считать британских эзотериков из Coil, и в этом могли убедиться все посетители их спиритуального шоу в Горбушке, где изобретенный Львом Терменом девайс играл, что называется, не последнюю скрипку, - но пусть рассудит знающий).
Пятый по счету альбом "Ножиков из тумана" - еще один шаг в сторону трэш-демонизма, куда группа начала мигрировать на предыдущем релизе Vamp Babies (вспомним диковатую мелодию оттуда "Сруби дерево, соврати ребенка, сожги дом"): диск называется попросту Black Black Magic. Приятно, что "чупсы", на ранней стадии своего существования производившие впечатление своего рода добрых автоматов, запрограммированных неким черным-черным магом на воспроизведение бесконечного потока советских сэмплов в режиме repeat, потихоньку начинают оживать: на "Магии" гитар еще больше, киношные цитаты хотя бы из вестернов производства ГДР с Гойко Митичем (что несколько поизысканнее советских мультфильмов), и вообще настроение бодро-серфовое, а не прокуренно-киноманское.
Весь этот мондо-ветер с Балтийского моря дополнен видеоклипом Go, Satan, Go в формате MPEG-4 (самое поразительное в этом видео - не провокативное в канун Пасхи название, а то, что в одной из программ MTV его демонстрировали под именем Go, Honey, Go - разница, согласитесь, заметная). А вообще Messer Chups незаметно как-то повзрослели, так что теперь и критиковать-то их уже неудобно - даже в авторитетнейшем британском журнале Wire, библии независимой музыки, рецензии на их пластинки печатают вполне восторженные. Так приходит неземная слава?