В Третьяковке открывается выставка фотографий Ястржембского
В пятницу в Третьяковской галерее открывается выставка трех московских фотографов "Триалог: Лев Мелихов, Валерий Сировский, Сергей Ястржембский". Фотография как самостоятельный и полноправный вид творчества впервые пришла в крупнейший музей отечественного искусства. Прежде фотоснимки только дополняли тематические экспозиции в Государственной Третьяковской галерее, подчеркнула главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева. Зато теперь, по мнению руководства музея, "сюда пойдет новый зритель" - ведь рано или поздно "младшая сестра живописи", как часто называют фотографию, должна была завоевать даже сердца закоренелых консерваторов.
В основном на выставке представлены пейзажи. Порой это словно только что сотворенные, еще безымянные долины, горы и реки, снятые с борта вертолета, причудливо нарисованные водой узоры на песке или искаженные "рыбьим глазом" равнины, как у Льва Мелихова, порой - вполне узнаваемые столичные "высотки", тающие в дымке деревья или припорошенные снегом фонари, которые любит фотографировать помощник президента РФ Сергей Ястржембский.
Из трех участников выставки лишь один, член Московского Союза художников Лев Мелихов, - профессиональный "человек искусства". В его багаже десятки московских, всероссийских и зарубежных выставок, сотни фотопортретов, а также свыше двухсот книг и каталогов по искусству, вышедших в России, Западной Европе и США. Как рассказал Мелихов РИА "Новости", фотографировать он начал в свой 8-й день рождения, а публиковаться в центральных журналах и газетах - с 12 лет, в 1963 году.
Сегодня один из ведущих фотографов России выступает как мэтр: Сергей Ястржембский, еще 20 лет назад увлекшийся фотографией, брал у Льва Мелихова уроки мастерства. Недавно, в декабре 2003 года, помощник президента РФ отметил свое 50-летие первой персональной выставкой в Москве. Однако выставляться в "Триалоге", по его признанию, гораздо интереснее, а видеть свои работы в стенах Третьяковки, что уже само по себе задает определенный уровень, - "это окрыляет", сказал Ястржембский.
Как рассказал Мелихов, сквозная "экологическая" концепция выставки возникла спонтанно, когда три фотохудожника увидели, что их чувства перекликаются. "Мы говорим об одном и том же, но с разной энергетикой и в разном стиле", - отметил фотограф. Идея "Триалога" родилась из встречи людей, любящих путешествовать и уносить с собой поражающие их пейзажи. "Человек устал от поверхностной цивилизации, хочется глубинных ощущений. Мир прекрасен, Земля энергетически сильнее человека, а фотоаппарат - превосходный посредник в контакте со Вселенной", - пояснил автор снимков.
По словам критика Виталия Пацюкова, каждый из экспонентов демонстрирует свой собственный взгляд на мир, свою яркую индивидуальность. Выставка прежде всего любопытна тем, что посвящена миру природы и лишена как урбанистического пафоса, так и социальных проблем. Однако и такую тему все три автора обыграли по-своему: если Мелихов выявил мифологическое мышление, близкое архаической культуре, то у Сировского ощутимо созерцательное восприятие мира, поиски утраченной гармонии, связанное с традицией романтизма.
Совсем иное - энергетически активное, деятельно-аналитическое отношение к мирозданию демонстрирует Ястржембский. "Позиция стратега видна в его драматургии ракурсов", - уверен Пацюков. "Такая готовность к преобразованию мира - феномен Ястржембского", - считает критик, которому этот подход напоминает стилистику Александра Родченко, знаменитого фотохудожника первой половины ХХ века.
Третьяковская галерея станет отправной точкой в международном выставочном турне Льва Мелихова, Валерия Сировского и Сергея Ястржембского. В течение 2004 года они намерены показать свои новые работы в нескольких странах Европы.
Комментарий
Комментарий Николая Руденского
В свое время Ленин отозвался об одном стихотворении Маяковского так: "Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно". Трудно судить, насколько мнение г-на Пацюкова о фотографическом творчестве г-на Ястржембского справедливо с точки зрения изобразительного искусства. Однако критик точно уловил и удачно описал суть информационно-политического метода Сергея Владимировича. "Энергетически активное, деятельно-аналитическое отношение к мирозданию", "готовность к преобразованию мира" - именно эти психологические особенности помощника президента РФ ярко проявляются при освещении им мирного урегулирования в Чечне и других явлений российской жизни. Можно вспомнить и о том, как г-н Ястржембский, только что назначенный пресс-секретарем Б.Н. Ельцина, отвечая на вопрос о здоровье шефа, сказал о "крепком рукопожатии" Бориса Николаевича, меж тем как президент готовился к аорто-коронарному шунтированию. Так что в рабском копировании действительности Ястржембского упрекнуть никак нельзя. И когда г-н Пацюков говорит, что помощник президента РФ смело искажает реальность даже в своих фотографиях, ему веришь.
Дословно
Лев Мелихов
(О предстоящей выставке Ястржембского)
Если прошлую выставку Сергея я бы назвал "дипломной работой", то нынешний вернисаж будет отличаться от нее завершенностью мастерства и тем неприкрытым, пронизывающим романтизмом, который присущ не политику, но человеку. Ястржембский представит то, что он любит: там будут песок, земля, вода, сюрреалистические видения мира, интересные с точки зрения композиции архитектурные решения и "отмороженные" пейзажи.
"Российская Газета", 23.01.2004